Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
О некоторых особенностях новой модели господдержки сельского хозяйства в условиях интеграции России в ВТО
Вступление России в ВТО породило множество проблем, связанных не только с осознанием социально-экономических последствий данного события, но и с разработкой механизмов адаптации российской экономики к новым условиям. В этой связи хотелось бы проанализировать один из важнейших аспектов вхождения нашей страны в мировое сообщество. Речь в данном случае идет о влиянии интегрирования России в ВТО на аграрный сектор экономики страны, а также о происходящих в этой связи изменениях в способах и механизме государственной поддержки сельского хозяйства.
Для начала обратимся к характеристике основных аспектов соглашения России и ВТО в области сельского хозяйства.
Как известно, в рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях: Соглашении по сельскому хозяйству и Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам.
Соглашение по сельскому хозяйству, в первую очередь, регулирует предоставление мер, направленных на поддержку сельского хозяйства. Что касается мер такой поддержки, то в соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО их можно подразделить на три основных блока: первый – это внутренняя поддержка, второй – доступ на рынок; третий – экспортные субсидии.
В свою очередь, внутренняя поддержка в рамках ВТО разделяется на три типа, их еще называют корзинами, которым присвоены разные цвета – зеленая, желтая и голубая. Основной принцип распределения мер по корзинам – это то, оказывают ли меры искажающие воздействие на торговлю, либо не оказывают.
«Зеленая корзина» – это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений. Это так называемая разрешенная поддержка. Двумя основными критериями отнесения мер поддержки к «зеленой корзине» являются следующие: во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет потребителей, а, во-вторых, поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей.
В качестве примера можно привести меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры, на компенсацию потерь в случае каких-то стихийных бедствий, на страхование доходов сельхозпроизводителей, на поддержку сельскохозяйственной науки и образования и т.д.
Меры «желтой корзины» стимулируют производство и торговлю посредством ценовой поддержки, субсидирования процентных ставок по кредитам, компенсаций затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее – АМП).
Третья, «голубая корзина» включает меры для ограничения производства с целью повышения цен на рынке до выгодных производителям. Такие меры, в основном, используются в Европейском союзе. В России в настоящее время подобные меры не применяются.
Используя вышеупомянутую терминологию, можно сделать следующий вывод: для сложившейся к настоящему времени в России системы регулирования АПК характерно преобладание именно тех форм и методов, применение которых ограничивается или запрещается правилами ВТО. Речь идет о «желтой корзине». Так, в отечественном животноводстве вплоть до последнего времени широко использовались такие запрещенные в рамках ВТО формы поддержки как: дотации на продукцию животноводства; дотации (субсидии) на комбикорма; льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и регионального бюджетов, включая списание и пролонгацию долгов; ценовая поддержка компенсации разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию и многие другие. Что касается «зеленой корзины», то она также существовала до вступления России в ВТО, но в весьма ограниченном масштабе.
В результате переговоров по сельскому хозяйству Россия в рамках ВТО приняла обязательства по максимальному размеру агрегированных мер поддержки («желтая корзина») на уровне 9 млрд. долл. США на период до 2013 гг. с дальнейшим поэтапным его снижением до фиксированного (связанного) уровня в 4,4 млрд. долл. США к началу 2018 года.
В этой связи заметим, что уровень поддержки, предусмотренный обязательствами на 2018 год, соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства в 2006-2008 гг. Другими словами, хотя Россия и взяла на себя обязательства в 2 раза снизить общий размер субсидий сельхозпредприятиям, фактически разрешенная поддержка отрасли не должна уменьшиться. В первые годы переходного адаптационного периода она может даже увеличиться. Следовательно, с позиции объемов прямой государственной поддержки каких-либо оснований говорить об ущемлении российского аграрного сектора со стороны ВТО в среднесрочной перспективе нет.
Что же касается самого требования жесткой фиксации для каждой страны-члена ВТО объемов «желтой корзины», то это ограничение, как нам представляется, может и должно позитивно отразиться на дальнейшей судьбе российского аграрного сектора. Введение лимитирования по АМП обусловливает в первую очередь неизбежную трансформацию устоявшихся теоретико-методологических подходов к вопросам поддержки отрасли и, как следствие, необходимость смены приоритетов в реальных инструментах ее господдержки. Речь в данном случае идет о переориентации аграрной политики государства в пользу использования мер «зеленой корзины».
Именно на меры «зеленой корзины» делают сегодня основной упор развитые страны. Так, если в конце 80-х годов прошлого столетия удельный вес традиционной рыночной и ценовой поддержки в общем объеме господдержки сельского хозяйства в странах Евросоюза составлял 91%, то в середине девяностых годов произошло масштабное увеличение объемов мер «зеленой корзины». В настоящее время фермеры Евросоюза и США получают в рамках данной корзины до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.
Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что в современных условиях огромное значение приобретает способность российского правительства выделить наиболее эффективные меры поддержки, которые позволят АПК лучше реагировать на сигналы рынка, максимизируют темпы роста сельхозпроизводства и минимизируют искажения рыночных индикаторов. Очевидно, что для решения указанных задач более всего подходят меры «зеленой корзины». На их максимальное использование нацелена, в частности, принятая правительством России Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» (далее Госпрограмма).
Согласно Госпрограмме в период с 2013 по 2020 годы из федерального бюджета РФ на нужды агропрома поступит более 1,5 триллиона рублей, т.е. по 190 млрд. в год, что эквивалентно 6,3 млрд. долларов. Плюс к этой сумме еще 770 млрд. рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается 9,6 млрд. долларов в год, т.е. сумма, превышающая даже нынешний максимум АМП, который правилами ВТО установлен для России. При этом в рамках Госпрограммы планируется увеличение доли господдержки в формате «зеленой корзины». Так, если в 2013 г. ее удельный вес в общем объеме господдержки должен составить 47,3%, то к 2020 году данный показатель должен вырасти до 57,4%.
Следует также отметить, что Госпрограмма содержит ряд новаций по сравнению с программой поддержки сельского хозяйства, завершившейся в 2012 году. Так, в соответствии с Госпрограммой часть действующих прямых мер по поддержке растениеводства трансформируется в субсидии на поддержку доходности на 1 га пашни. Свои правила выдачи субсидий приняты и для производителей молока: поддержка по молоку будет производиться в расчете на один литр произведенного молока соответствующего качества. По усредненным расчетам Минсельхозпрома, субсидия на 1 л. молока составит 1,2 руб. для молока высшего сорта и 40 коп. для молока первого сорта. Все это потребует от крестьян больше внимания уделять вопросам качества и доходности.
Кроме того, в целях адаптации сельского хозяйства к условиям членства России в ВТО в настоящее время разработан и подписан Президентом РФ Федеральный закон №236-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предусматривающий еще одно новое направление господдержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий Речь идет о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Дело в том, что согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, - эти меры относятся к «зеленой корзине» и потому не подлежат сокращению.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что соотношение издержек и выгод от членства России в ВТО во многом будет зависеть от того, насколько грамотно государство будет использовать те преимущества, которые дает ему это членство.
Применительно к сельскому хозяйству речь должна идти о переориентации государственного субсидирования в направлении максимального задействования мер «зеленой корзины». При соблюдении данного условия процесс присоединения России к ВТО может стать катализатором инновационных процессов, способных обеспечить высокую конкурентоспособность и эффективность сельскохозяйственного производства.
Источник: Тихомирова Ю.А. «О некоторых особенностях новой модели господдержки сельского хозяйства в условиях интеграции России в ВТО»