Что понимают под международной торговлей?

Мировое хозяйство – это совокупность экономических стран мира, связанных международными экономическими отношениями.

По мере того как возникали рыночные отношения внутри государств, стали формироваться и межгосударственные рынки. Древние египтяне в Нубии покупали золото, медь, аметисты; древнегреческие Афины были центром работорговли; русские купцы поставляли в Западную Европу меха, мед, воск и т.д. Международная торговля стала одной из первых форм интернационализации – процесса расширения экономической деятельности за пределы национальных границ.

Постепенно страны стали специально изготавливать на экспорт те товары, производство которых требовало наименьших издержек для данной страны. Возникло международное разделение труда, т.е. специализация отдельных стран на производстве определенных товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются друг с другом. Например, современная Германия специализируется на производстве химикатов, электротехники, автомобилей и пр.; Италия – стали, текстиля, обуви; Израиль – бриллиантов, фруктов, табака; Япония – оптических приборов, различных машин и оборудования; Таиланд – риса, резины, олова; Канада – пшеницы, природного газа, бумаги; Россия – древесины, нефти, полезных ископаемых и т.д.

Конкурентная борьба заставляет производителей использовать наиболее эффективные технологии, снижающие затраты сырья и энергоносителей.

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.

Что понимают под внешней торговлей и как она связана с международной торговлей? Внешняя торговля – важнейшая форма международных экономических отношений; наряду с международным производственным, научно-техническим и другими формами (подготовка кадров, туризм и т.д.) сотрудничества.

Необходимость и целесообразность (выгодность) свободной внешней торговли в противовес взглядам меркантилистов обосновали еще классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо на основе преимуществ международного разделения труда.

Совокупность внешней торговли всех стран образует международную торговлю.

Международная торговля дает возможность в наибольшей степени использовать преимущества каждой страны. Основные выгоды международной торговли следующие:

  • возможность ввоза товаров, которые не производятся;
  • более высокий уровень специализации позволяет увеличивать объем производства и экономить затраты.

Из-за того, что эффективность производства различных товаров в различных странах разная, страны специализируются на наиболее выгодной продукции. Затем они обмениваются товарами, что оказывается выгоднее, чем производить все необходимое в каждой стране.

Однако чрезмерная специализация опасна, так как условия постоянно меняются. Другая страна может добиться более высокой эффективности, что приведет к резкому сокращению объемов продаж и производства. Переориентировать предприятия на производство другой продукции обычно весьма трудно.

Чтобы защитить себя от нежелательных последствий международной торговли, государства вводят ограничения на ввоз товаров. Основные методы ограничения импорта: тарифы (налоги на импорт); квоты (верхний предел на количество ввозимых товаров); субсидии для отечественных производителей; валютный контроль.

В некоторых регионах мира государства объединились в торговые блоки, называемые зонами свободной торговли. В этих объединениях устраняются все ограничения на импорт товаров из государств, являющихся членами объединения. Таможенные союзы, кроме этого, договариваются о создании единых внешних таможенных тарифов на импорт из других стран.

Как правило, специализация и интеграция выгодны всем участникам. Поэтому объем международной торговли постоянно возрастает.

Формами организации международной торговли являются:

  • международная торговля в организованных местах (товарные биржи, аукционы, торги, торгово-промышленные ярмарки и выставки);
  • прочая международная торговля.

Особое место в организации международной торговли занимают встречные сделки. Какую бы форму они ни принимали, необходима увязка экспорта со встречными закупками товаров импортирующей страны.

Наиболее широко распространены следующие формы встречной торговли:

  • бартер – безвалютный, но оцененный обмен; оценка необходима для обеспечения эквивалентного обмена;
  • встречные закупки экспортеров на часть стоимости поставленных товаров;
  • выкуп устаревшей техники при сбыте новых моделей;
  • комплектация импортируемого оборудования частями и деталями производства страны-импортера;
  • компенсационные соглашения, по условиям которых погашение кредита (финансового, товарного), предоставленного стороной, поставляющей технологическое оборудование, осуществляется поставками изготовленной на нем готовой продукции;
  • переработка сырья, добытого в одной стране, производственными мощностями другой страны с оплатой стоимости переработки и транспортировки дополнительными поставками сырья (давальческие сделки).

Из всего объема международных операций, осуществляемых на принципах встречной торговли, на бартерные сделки приходится примерно 4%, на встречные закупки – 55, на компенсационные соглашения – 9, на клиринг – 8%. Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств.

Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли.

Регулирование международной торговли представлено в основном регулированием экспорта и импорта. Регулирование экспорта направлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно-финансовых методов. К организационным методам стимулирования экспорта относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров, участие государственных органов в заключении торговых сделок, содействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний и т.д. Кредитно-финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных и поддержку частных кредитов, государственное страхование заграничных операций, освобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:

- ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

- ВТО (Всемирная торговая организация);

- ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);

- ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).

Всемирная торговая организация – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны – члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

1. Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

2. Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

3. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Регулирование международной торговли осуществляется на двух уровнях: международном и национальном.

На национальном уровне регулирование представлено регулированием экспорта и импорта. Регулирование экспорта направлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно-финансовых методов. К организационным методам стимулирования экспорта относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров, участие государственных органов в заключении торговых сделок, содействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний и т.д. Кредитно-финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных и поддержку частных кредитов, государственное страхование заграничных операций, освобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

Даже если конкуренция вынуждает импортера назначить свою минимальную цену, таможенная пошлина поднимет отечественную цену импортного товара выше мировой, поскольку теперь минимальная отечественная цена, по которой импортер готов продавать свой товар, равняется мировой цене плюс таможенная пошлина.

Несовпадение интересов различных субъектов рыночных отношений при использовании инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно проиллюстрировать на примере влияния пошлин на импорт.

Для оценки международной торговли анализируется либо суммарный объем экспорта, импорта, либо внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, т.е. покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.