Международные финансовые инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий

Кардинальные преобразования политического и экономического характера, происходящие в украинском обществе, могут считаться эффективными только при условии достижения и сохранения в долгосрочной перспективе конкурентоспособности отечественных предприятий. Особенно актуальными вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятий являются в свете процессов интеграции Украины в мировое сообщество. В то же время интеграционные процессы способствуют возникновению еще большего количества неопределенностей и рисков для украинских товаропроизводителей. Это касается, прежде всего, предприятий, в обороте которых значительную часть занимают сделки в иностранной валюте, а следовательно, высок уровень валютного риска, величина которого определяется динамикой валютных курсов.

Разработанные в настоящее время финансовые инновации позволяют использовать потенциал финансового менеджмента в сфере управления валютным риском. В частности, страхование (хеджирование) предполагает, что компания занимает такую позицию по отношению к риску, которая позволяет элиминировать влияние изменений курса валюты на стоимость имущества или контракта и определить будущие финансовые потоки. Таким образом, хеджирование защищает владельца активов и обязательств в иностранной валюте от потерь. По мнению сторонников хеджирования принимать решение о страховании валютных рисков целесообразно в рамках общей стратегии управления рисками, исходя из степени вовлеченности предприятия в международную торговлю и ее стратегических целей [2].

Анализ, представленный выше, показал, что в большинстве случаев на украинских предприятиях вопросы управления валютными рисками рассматривались либо поверхностно, либо вовсе игнорировались. Именно поэтому следует выделить направления повышения эффективности применения международных финансовых инноваций на уровне конкретного предприятия:

  1. Оценка необходимости управления валютными рисками. Необходимо проанализировать аргументы «за» и «против», чтобы ясно представлять, насколько предприятие нуждается в хеджировании.
  2. Определение круга проблем, связанных с прогнозированием динамики валютного курса. Предсказание же таких изменений зависит от достоверности полученного прогноза динамики валютного курса.
  3. Выбор способов хеджирования посредством сравнения альтернатив.
  4. Разработка оптимальной стратегии хеджирования на основе прогноза динамики валютного курса, целей хеджирования, его стоимости и того предполагаемого влияния, которое оно окажет на финансовые результаты деятельности предприятия.

Достижение выше перечисленных целей при минимальных затратах будет способствовать обеспечению конкурентоспособности предприятий на локальном уровне, а следовательно, и государства – на глобальном уровне.

Литература

  1. Биржа и ценные бумаги. Словарь / Лозовский Л.Ш., Благодатин А.А., Райзберг Б.А. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 327 с. – (Деловые словари / ред. сер.: Л.Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг).
  2. Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 624 с.