Каковы основные характеристики прямых иностранных инвестиций на современном этапе?

На современном этапе развития российской экономики ключевой задачей представляется повышение ее конкурентоспособности и укрепление на этой основе позиций в мировом хозяйстве. В условиях глобализации в начале XXI столетия необходимая для этого модернизация национальной экономики и поддержание на качественно новой основе достаточно высоких темпов ее роста требует максимального задействования не только внутренних, но и внешних ресурсов и факторов, в том числе связанных с участием страны в международном движении прямых инвестиций.

Одним из главных направлений глобализации в начале XXI столетия выступает постепенное формирование общемирового инвестиционного пространства со свободным трансграничным переливом предпринимательского капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Именно прямые иностранные инвестиции – преимущественно долгосрочные вложения капитала за рубежом, дающие инвестору либо право собственности, либо право на участие в управлении объектом инвестирования, – показали наибольшую устойчивость в периоды финансовых кризисов 90-х гг. и фондовых потрясений начала 2000-х гг. Динамичный рост прямых иностранных инвестиций во второй половине 90-х гг., возобновившийся в 2004-2006 гг., является, с одной стороны, проявлением глобализации, с другой, – через генерирование новых потоков товаров и услуг – катализатором этого процесса.

В условиях современной глобализации происходит не только количественный рост, но и качественные (структурные) сдвиги в мировых потоках прямых инвестиций. Структурные изменения мировых потоков инвестиций тесно связаны с их динамикой. Во второй половине 90-х гг. именно прямые иностранные инвестиции были самым динамичным потоком инвестиций, и их доля вплотную приблизилась к показателям портфельных и прочих инвестиций. После спада 2001-2003 гг. абсолютные и относительные показатели прямых иностранных инвестиций вновь стали улучшаться.

Динамика и структура мировых потоков прямых иностранных инвестиций тесно связана с этапами развития мировой валютной системы. В первые послевоенные десятилетия в условиях Бреттон-Вудской валютной системы национальные денежные власти осуществляли жесткий контроль и регулирование трансграничных операций с капиталом, включая движение прямых иностранных инвестиций. Переход к Ямайской системе ознаменовал начало либерализации, ставшей одной из главных современных тенденций развития, соответствующей состоянию международного рынка инвестиций как рынка инвесторов, имеющих возможность выбирать место и сферу вложения капитала. В свою очередь страны-реципиенты вынуждены вести жесткую конкурентную борьбу за его привлечение, важным средством которой выступает либерализация. Этот процесс имеет и структурный аспект в виде снятия барьеров на пути доступа прямых иностранных инвестиций в те сектора и отрасли, где они ограничивались, а также усиления стимулов их привлечения в приоритетные отрасли и регионы. Вместе с тем либерализация осуществляется преимущественно в национально-государственных рамках, в региональных интеграционных объединениях. На общемировом уровне этот процесс гораздо менее заметен.

Структурные пропорции в потоках прямых инвестиций в Россию и за ее пределы определяются действием ряда макроэкономических факторов. В начале ХХ в. (до 1917 г.) и в начале XXI века этого периода существенную роль сыграл фактор совместимости внутренних и внешних условий инвестирования. В советский период этот фактор перестал действовать, что существенно деформировало структуру потоков инвестиций. На его заключительном этапе (70-80-е годы), определяющим стал фактор оснащенности страны природными ресурсами, запасами нефти и газа мировой значимости. Действие этого фактора сохранилось и в постсоветский период. В 90-е годы к нему добавился фактор масштабов внутреннего потребительского рынка, остававшегося ненасыщенным и дефицитным с советских времен.

В начале XXI века значительную роль стал играть фактор макроэкономической стабилизации, выразившейся в переходе экономики в режим устойчивого роста. В сочетании с растущей совместимостью внутренних и внешних условий инвестирования это обеспечило рост притока прямых иностранных инвестиций в 2003-2005 гг. примерно в 3 раза. Укрепились позиции страны на международном рынке инвестиций: Россия вошла в число 15-ти ведущих мировых инвестиционных держав и экспортеров прямых инвестиций и в 2006 г. по оценкам ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) вошла в число лидеров по притоку прямых иностранных инвестиций, уступая лишь США, Великобритании, Франции, Италии, а также Китаю, Гонконгу, Сингапуру.

Вместе с тем роль прямых иностранных инвестиций в национальном накоплении капитала, развитии экономики, ее отраслей и регионов страны остается незначительной и не соответствует интересам и потребностям страны. Структура прямых иностранных инвестиций и вывоза отечественных инвестиций существенно отличается от общемировых пропорций, характеризуется серьезными перекосами и не отвечает интересам российской экономики. Это касается соотношения двух потоков инвестиций – их ввоза и вывоза, видовой структуры, в которой неприемлемо низка доля прямых инвестиций (менее одной четверти). В секторальном распределении значительно – примерно вдвое – выше среднемировой доля прямых иностранных инвестиций, поступающих в первичный сектор экономики, приближается к ней доля их притока во вторичный , значительно – примерно на 10 процентных пунктов – ниже доля поступлений в третичный сектор. В отраслевом плане сохраняется тяготение иностранных инвесторов к вложениям в топливно-энергетический комплекс, производство полуфабрикатов (металлургия), торгово-посредническую деятельность. Несмотря на некоторый сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей, крайне низка доля прямых иностранных инвестиций в машиностроении и высокотехнологичные отрасли. В сочетании с крайне незначительным их поступлением в социальную сферу это позволяет оценить современную отраслевую структуру прямых иностранных инвестиций как неудовлетворительную.

Еще более диспропорционально региональное распределение прямых иностранных инвестиций, свыше половины которых концентрируется в столичных городах-мегаполисах и непосредственно прилегающих к ним областях, почти половина в Центральном федеральном округе при почти полном его отсутствии в большинстве регионов, особенно удаленных от Центра северных, восточных, южных территориях.

В условиях рыночной экономики важным фактором, определяющим динамику и структуру международных потоков прямых инвестиций, является степень развитости финансовой системы, через каналы которой проходит их значительная часть. В отличие от мировой практики роль отечественного банковского сектора в этом процессе остается незначительной, через него проходит лишь 5-11% потока прямых инвестиций, преобладающее место в нем занимают иностранные банки. Сдерживающую роль играют такие черты отечественного банковского сектора, как его низкая капитализация, фрагментарность, малые по международным стандартам размеры даже крупнейших российских банков. Слабо развита их инвестиционная функция как вне, так и внутри страны.