Наличное денежное обращение

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Стабильность национальной денежной единицы Национальный банк обеспечивает, имея определенные, установленные законодательством, полномочия, в частности в сфере регулирования наличного обращения.

Для обеспечения организации наличного обращения Национальный банк осуществляет:

  • изготовление и хранение банкнот и монет;
  • создание резервных фондов банкнот и монет;
  • установление номиналов, систем защиты, платежных признаков и дизайна дензнаков;
  • установление порядка замены поврежденных банкнот и монет;
  • установление правил выпуска в обращение, хранения, перевозки, изъятии и инкассации денежной наличности;
  • определение порядка ведения кассовых сделок для банков, других финансово-кредитных учреждений, предприятий и организаций;
  • определение требований относительно технического состояния и организации охраны помещений банковских учреждений.

Национальный банк Украины наделен исключительным правом осуществления эмиссии, то есть выпуска в обращение дензнаков во всех формах. Главным каналом эмиссии денег в промышленно развитых странах является депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, которые обслуживают безналичный платежный оборот. В ней принимают участие коммерческие банки и прочие кредитные учреждения, а также центральный банк.

Теория банковского дела определяет такие принципы организации эмиссионных операций:

  • централизация в проведении эмиссионных операций, которая состоит в том, что учреждения банков самостоятельно распоряжаются денежной наличностью, которая поступает в их кассы, а эмиссию денег проводят лишь в границах, установленных вышестоящими учреждениями центрального банка;
  • безусловное выполнение задач по изъятию денег из оборота;
  • своевременное и бесперебойное удовлетворение обоснованной потребности в имеющихся деньгах предприятий, организаций и учреждений;
  • составление всеми учреждениями банков, которые осуществляют кассовые операции, расчета возможных ежедневных поступлений и выдачи денежной наличности с целью предшествующего определения величины возможной эмиссии;
  • самостоятельное изъятие денег из оборота в случае, если фактическая сумма денег, что есть в оборотной кассе учреждений банков, превышает установленную предельную сумму.

Эмиссионная система соответственно рассматривается как законодательное установленный порядок выпуска в обращение дензнаков и является составной частью денежной системы. Регулирование эмиссионной системы обеспечивается операциями на открытом рынке, изменениями норм обязательных резервов, процентных ставок и другими инструментами денежно-кредитной политики.

Национальный банк устанавливает официальный курс гривны к иностранным валютам и делает его достоянием гласности. Для регулирования курса гривны к иностранным валютам Национальный банк использует золотовалютный резерв, покупает и продает ценные бумаги, устанавливает и изменяет ставки рефинансирования и применяет другие инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Центральный банк страны обеспечивает управление золотовалютными резервами государства, осуществляя валютные интервенции путем купли-продажи валютных ценностей на валютных рынках с целью влияния на курс национальной валюты относительно иностранных валют и на общий спрос и предложение денег в Украине. Экономическую сущность золотовалютных резервов составляют фонды средства, которые создаются для обеспечения стабильности собственной денежной единицы и платежеспособности государства. Золотовалютные резервы Украины как централизованные фонды средств государства включают: Государственный валютный фонд Украины; Государственные запасы драгоценных металлов монетарной группы и драгоценных камней; Государственный валютный фонд правительства (средства валютного фонда КМУ); Золотовалютные резервы Национального банка Украины, основой которых является Официальный валютный резерв центробанка.

Действующее законодательство (ст. 47 Закона Украины «О Национальном банке Украины») к структуре золотовалютного резерва НБУ относит: монетарное золото; специальные права заимствования; резервную позицию в МВФ; иностранную валюту в виде банкнот и монет или средств на счетах за границей; ценные бумаги (кроме акций), которые оплачиваются в иностранной валюте; любые другие международное признанные резервные активы при условии обеспечения их надежности и ликвидности.

К полномочиям НБУ относится также изъятие изношенных, поврежденных, фальшивых и поддельных дензнаков. Изношенные и поврежденные дензнаки Украины принимаются и обмениваются безвозмездно на новые дензнаки Национальным банком и коммерческими банками Украины без ограничений относительно сумм и сроков такой замены. Национальный банк, коммерческие банки Украины обязанные изымать фальшивые, поддельные или не имеющие необходимых признаков платежности, дензнаки (банкноты, монеты). Действующим законодательством предусмотрено, что Национальный банк и коммерческие банки не обязаны возмещать уничтоженные, утерянные, фальшивые, подделанные, а также ставшие недействительными банкноты и монеты. Также в соответствии с законодательством предприятия во время проведения расчетов с потребителями за наличный расчет обязаны принимать в уплату за товары (работы, услуги и др.) без ограничений банкноты и монеты (в том числе оборотные, памятные, юбилейные монеты, изношенные банкноты и монеты) всех номиналов, которые выпускает Национальный банк Украины в обращение и которые являются действительными платежными средствами и не вызывают сомнения относительно его действительности и платежности.

Регламентация отношений в сфере наличного обращения осуществляется в законах Украины «О Национальном банке Украины», «О банках и банковской деятельности», «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «О платежных системах и переводе денег в Украине», в Правилах организации расчетно-кассового обслуживания коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между территориальными управлениями Национального банка Украины и коммерческими банками в национальной валюте, утвержденными постановлением Правление НБУ от 5 февраля 2001 г. №44.

Правовое регулирование отношений в сфере наличного оборота осуществляется также на основании Инструкции НБУ об организации работы по наличному обороту учреждениями банков Украины от 19 февраля 2001 г. Основными задачами учреждений банков в организации денежной наличности есть: полное и своевременное обеспечения потребностей экономики в денежной наличности; обеспечение своевременной выдачи денежной наличности предприятиям и предпринимателям на оплату работы, пенсий, помощи и на другие цели; создание условий для привлечения денежной наличности к кассам банков; содействие сокращению использование денежной наличности в расчетах за товары и услуги путем внедрения прогрессивных форм безналичных расчетов.

Наличный оборот – это оборот законных платежных средств (банкнот и разменной монеты), которые обслуживают потребности экономики страны. В свою очередь наличные расчеты представляют собой платежи денежной наличностью предприятий, предпринимателей и физических лиц между собою за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги) и за операциями, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.

Все предприятия и предприниматели, которые открыло текущие счета в учреждениях банков, сохраняют на них свои средства на договорных условиях. Для регулирования оборота денежной наличности и поддержание кассовой дисциплины действующим законодательством предусмотрено, что наличная выручка, которая поступила к кассам предприятий, может казаться ними к учреждениям банков для зачисления на их текущие счета.

Сдача наличной выручки осуществляется предприятиями (предпринимателями) в дневные и вечерние кассы учреждений банков самостоятельно или через:

  • инкассаторов Национального банка или учреждений коммерческих банков;
  • Государственную службу охраны при Министерстве внутренних дел Украины;
  • предприятия почтовой связи для перечисления на текущие счета в учреждениях банков.

Для определения сумм, которые могут оставаться в кассе предприятия на конец рабочего дня, банковские учреждения устанавливают лимиты остатка кассовой наличности и условия и сроки сдачи наличной выручки. В частности, устанавливаются такие сроки:

  • для предприятий, которые расположенные в населенных пунктах, где есть учреждения банка и наличная выручка кажется к учреждениям банков (а из-за отсутствия учреждений банков – на предприятия почтовой связи), - ежедневно в день поступления выручки к их кассам;
  • для предприятий, которые через специфику деятельности или режим работы, а также из-за отсутствия соответствующей договоренности с учреждением банка на инкассацию или сдачу выручки в вечернюю кассу банка не могут каждый день сдавать наличную выручку, - на следующий день;
  • для предприятий, которые помещаются в населенных пунктах, где не имеет учреждений банка или предприятий почтовой связи, - не реже чем один раз за пять рабочих дней.

В те же сроки должны сдавать денежную наличность и предприятия, которые самостоятельно устанавливают лимиты кассы.

Для усовершенствования режима обслуживание клиентов и с целью обеспечения максимальной и своевременной сдачи выручки предприятиями к учреждениям банков последние могут создавать вечерние кассы для приема наличной выручки в рабочие, исходные и праздничные дни.

Все предприятия, которые осуществляют операции с денежной наличностью в национальной валюте и имеют текущие счета в учреждениях банков, могут держать в своей кассе на конец дня денежную наличность в границах, лимитов кассы установленных им обслуживающими учреждениями банков. Такой лимит определяется из потребностей самого предприятия и закрепляется при заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание с банковским учреждением. Клиент должен подать в учреждение банка заявка-расчет в двух экземплярах для установления общего лимита кассы (с учетом потребности его отделенных подразделов), сроков и порядка сдачи наличной выручки. Такая заявка-расчет есть неотъемлемой частью договора на проведение расчетно-кассового обслуживания. На протяжении года установленный лимит остатка кассовой наличности может пересматриваться за инициативой предприятия.

Лимит кассы для любого предприятия определяется учреждениями банков с учетом режима и специфики работы предприятия, его отдаленности от учреждения банка, объема кассовых оборотов (поступлений и расходов) за всеми счетами, установленных сроков и порядка сдачи наличной выручки, продолжительности операционного времени учреждения банка, наличия договоренности предприятия с учреждением банка на инкассацию и сдачу наличной выручки в вечернюю кассу банка и т.п.:

  • для предприятий, которые имеют наличную выручку с сроком сдачи ее в банк каждый день в день поступления в кассу предприятия, - в размерах, которые нужны для обеспечения их работы утром на следующий день;
  • для предприятий, которые имеют наличную выручку с сроком сдачи ее на следующий день, - в границах среднедневной наличной выручки;
  • для предприятий, которые имеют наличную выручку с другим сроком сдачи ее в банк, - в размерах, которые зависят от установленных сроков сдачи выручки и ее суммы;
  • для предприятий, лимиты кассы которым устанавливаются в соответствии с фактическими затратами денежной наличности (кроме выплат, связанных с оплатой работы, стипендий, пенсий, дивидендов), - в границах среднедневной выдачи денежной наличности.

Лимит кассы предприятиям (кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг) устанавливают учреждения банков по согласованию с руководителями предприятий на основании расчета среднедневного поступления наличной выручки или среднедневной выдачи денежной наличности.

Следует отметить, что Государственному казначейству, его территориальным органам, бюджетным учреждениям и организациям, которые содержатся за счет средства государственного и/или местных бюджетов и обслуживаются органами Государственного казначейства, лимит кассы учреждением банка не устанавливается. Государственное казначейство самостоятельно определяет порядок установления такого лимита в его кассе, кассах бюджетных учреждений и организаций, которые оно обслуживает.

Самостоятельно определяют размер денежной наличности, которая постоянно находится в их кассах, крестьянские (фермерские) хозяйства, сообщая о нем обслуживающим учреждениям банков. Денежную наличность свыше определенных размеров они должны сдавать к учреждениям банков. Лимит кассы для предприятий игорного бизнеса, включая игральные дома, казино, игровые автоматы с денежным выигрышем и т.п., устанавливается с учетом особенностей деятельности и режима работы этих учреждений соответственно перечню правил ведения азартных игр и утвержденного предприятием положения о призовом фонде в границах среднедневной выдачи денежной наличности, но не большее максимально возможного выигрыша посетителя.

Также лимиты кассы учреждения банков не устанавливают для финансовых учреждений (кредитных союзов, ломбардов, лизинговых компаний, доверительных обществ, страховых компаний, учреждений накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционных фондов и т.п.) и предприятий почтовой связи. Указанные учреждения самостоятельно устанавливают лимит кассы. Не устанавливается также лимит кассы физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности и самим банкам.

Действующее законодательство устанавливает, что в случае неустановления лимитов кассы предприятиям ответственность полагается на банки лишь тогда, если при наличии представленной предприятием заявки-расчета лимит кассы не был установлен. Банки не несут ответственности за неуведомление предприятием своим отделенным подразделам размера установленного банком лимита кассы, порядка и сроков сдачи наличной выручки.

Для получения денежной наличности с своих текущих счетов предприятия и предприниматели должны указать в денежном чеке целевое назначение и четко сформулировать суть операций, которые будут осуществляться. Учреждения банков обязанные идентифицировать клиентов, которые проводят значительные и/или сомнительные операции, и соответственно требованиям законодательства Украины сообщать об идентификации лиц, которые их осуществили, соответствующим органам в соответствии с законодательством, которое регулирует вопрос борьбы с организованной преступностью.

Для обеспечения наличия в кассах банковских учреждений наличных ресурсов в необходимом количестве банки должны получать от предприятий (включая учреждения и организации, которая их обслуживают органы Государственного казначейства Украины) календарь выдачи заработной платы, к которого предприятие включает основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты. Сроки выдачи стипендий устанавливаются руководителями соответствующих учебных заведений. Для регулирования кассовых ресурсов учреждения банков составляют сведенный календарь выдачи заработной платы относительно всех предприятий, которые они обслуживают.

Кроме того, в договоре на расчетно-кассовое обслуживание предпринимателей, как правило, предполагается, что, если клиент захочет получить определенную сумму денежной наличностью (например, 5000 грн. и большее), он должен сообщить об этом учреждение банка накануне.

Контроль за соблюдением предприятиями установленных им лимитов кассы осуществляют органы Государственной налоговой службы Украины, банковские учреждения и прочие органы в границах своей компетенции. Так, соответственно ст. Из Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм из регулирования оборота денежной наличности» от 12 июня 1995 г. № 436/95 контроль за соблюдением этих норм, которые устанавливаются Национальным банком Украины, положен на органы Государственной налоговой службы, Государственной контрольно-ревизионной службы, Министерство внутренних дел и финансовые органы. Вместе с тем штрафные санкции накладываются органами государственной налоговой службы, в том числе и за материалами проверок (представлений) органов ДКРС.

Наличные расчеты предприятий между собою и с предпринимателями и физическими лицами проводятся как за счет средства, полученных из касс банков, так и за счет наличной выручки и осуществляются через кассу предприятий с ведением кассовой книги установленной формы. Наличные расчеты предприятий (предпринимателей) и физических лиц осуществляются также через учреждения банков путем перечисления денежной наличности в пользу предприятий (предпринимателей) и физических лиц для уплаты любых платежей.

Наличная выручка предприятий (предпринимателей), кроме денежной наличности, полученной из банка и не использованной по назначению, может использоваться ними для обеспечения потребностей, которые возникают в процессах функционирования, а также для проведения расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами за налогами и собранием (обязательными платежами). Предприятия, которые имеют налоговый долг, осуществляют выплаты, связанные с оплатой работы (кроме выплат через экстренные (неотложные) обстоятельства), исключительно за счет средства, полученных из учреждений банков.

Порядок осуществления расчетов и ведение кассовых сделок регламентируется Положением НБУ о ведении кассовых сделок в национальной валюте в Украине от 19 февраля 2001 г.

Для постепенного переведения расчетов в плоскость безналичных и повышение контроля по объему денежной наличности законодательство устанавливает ограничение максимальной суммы наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) через их кассы (кассы банков, других финансовых учреждений, которые предоставляют услуги по перечислению денег, и предприятий почтовой связи), что может не превышать 10 тыс. грн. на протяжении одного дня за одним или несколькими платежными документами. Платежи свыше установленной предельной суммы проводятся исключительно в безналичном порядке. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми проводятся расчеты, в продолжение дня не ограничивается. Следует отметить, что до 2003 г. максимальная сумма определялась в размере 3 тыс. грн.

Указанные ограничения на наличные расчеты не распространяются на расчеты предприятий (предпринимателей) между собою при закупке сельскохозяйственной продукции за установленным законодательством перечнем.

Для обеспечения соблюдения финансовой дисциплины при проведении кассовых сделок используются соответствующие финансово-расчетные документы. В соответствии с законодательством наличные расчеты предприятий (предпринимателей) между собою и с физическими лицами проводятся с применением прибыльных и расходных кассовых ордеров, кассовых и товарных чеков, расчетных квитанций, проездных документов и т.п., которые подтверждало бы факт продажи (возвращение) товаров, предоставление услуг, получение (возвращение) средства, а также счетов-фактур, договоров, соглашений, контрактов, актов закупки товаров и т.п. Кроме того, предприятия должны обеспечивать постоянное наличие в своих кассах банкнотов и монет разных номиналов для выдачи сдачи гражданам.

Кассовые сделки оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, типичные формы и порядок заполнения которых утвержденные приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типичных форм первичного учета кассовых сделок» от 15 февраля 1996 г. № 51. В частности, выдача денежной наличности из касс предприятий проводится за расходными кассовыми ордерами или надлежащим образом оформленными платежными (расчетно-платежными) сведениями. Документы на выдачу денежной наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или лица, которые на это уполномоченные. К расходным ордерам могут прибавляться заявление на выдачу денежной наличности, расчеты и т.п. Если на добавленных к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т.п. есть разрешительная надпись руководителя, то подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательный.

Предприятия имеют право сохранять в своей кассе денежную наличность, которая полученная в учреждении банка, для выплат, связанных с оплатой работы, пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), свыше установленного лимита кассы на протяжении трех рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка. Для проведения этих выплат работникам отдаленных подразделов предприятий железнодорожного транспорта и морских портов денежная наличность может сохраняться в их кассах свыше установленного лимита кассы на протяжении пяти рабочих дней, включая день получения денежной наличности в учреждении банка. Денежная наличность, полученная в учреждении банка на другие выплаты, может выдаваться предприятием своим работникам в один и тот же день. Суммы денежной наличности, полученные в учреждении банка и не использованные по назначению на протяжении установленных выше сроков, возвращаются предприятием в учреждение банка не позднее следующего рабочего дня учреждения банка и предприятия или могут оставаться в его кассе (в границах установленного лимита) и выдаваться на одни и те же цели.

Выдача денежной наличности из касс предприятий проводится исключительно под отчет при условии полного отчета конкретного подотчетного лица за раньше выданными под отчет суммами, то есть в случае представления к бухгалтерии авансового отчета про израсходованные (частично израсходованные) средство и одновременного возвращения в кассу предприятия остатка денежной наличности, выданной под отчет. Подотчетные лица обязаны подать в бухгалтерию предприятия вместе с неиспользованным остатком денежной наличности авансовый отчет о расходовании полученных в кассе сумм в такие сроки: а) по командировкам – на протяжении трех рабочих дней по возвращении из командировки; б) на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья (кроме металлолома), – на протяжении десяти рабочих дней со дня выдачи денежной наличности под отчет; в) на все другие производственные (хозяйственные) потребности – следующего рабочего дня после выдачи денежной наличности под отчет.

Если из кассы предприятия подотчетному лицу одновременно выданная денежная наличность на командировку и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе и для закупки у населения сельхозпродукции и заготовки вторсырья), то подотчетное лицо независимо от срока командировки на протяжении трех рабочих дней по возвращении из командировки может подать в бухгалтерию предприятия полный отчет о суммы, которые были ей выданные для решения производственных (хозяйственных) вопросов и непосредственно на командировку. В случае приобретения работником предприятия за собственные наличные средства товаров (продукции, услуг) или использование этих средств в командировке для потребностей предприятия он отчитывается за израсходованные средства в вышеупомянутом порядке.

Вся денежная наличность, которая поступает в кассы предприятий, должна своевременно и в полной сумме оприходоваться в их кассах. Для учета операций с денежной наличностью предприниматели используют книгу учета доходов и затрат, форма и порядок заполнения которой установленные Государственной налоговой администрацией Украины.

К предприятиям (предпринимателей) применяются штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством Украины за: превышение установленных лимитов кассы; неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах денежной наличности; превышение установленных сроков использования выданной под отчет денежной наличности, а также за выдачу денежной наличности под отчет без полное рапортование относительно прежде выданных средств; расходование денежной наличности из выручки на выплаты, которые связанные с оплатой работы, при наличии налогового долга; использование полученных в учреждении банка денежной наличности не по целевому назначению; проведение наличных расчетов без представления получателем средства платежного документа, который подтверждал бы уплату покупателем денежной наличности.

Для обеспечения осуществления наличных расчетов предприятие должно иметь кассу, а его руководители должны оборудовать кассу и обеспечить надежное сохранение в ней денежной наличности. Если по вине руководителей не было создано надлежащих условий для обеспечения целости средств во время их сохранения и транспортирование, то они несут за это ответственность в установленному действующим законодательством Украины порядка. Сохранение в кассе денежной наличности и других ценностей, которые не належат этому предприятию, запрещается. Все поступления и выдача денежной наличности в национальной валюте предприятия учитываются в кассовой книге (типичная форма КО-4, утвержденная приказом Минстата).

Операции через кассу осуществляет кассир. Действующее законодательство предусматривает, что руководитель предприятия вместе с тем с зачислением на работу кассира укладывает с ним договор про полную материальную ответственность и ознакомляет его с ним под расписку. В соответствии с договором кассир несет полную материальную ответственность за сохранение всех принятых ним ценностей. Кассиру запрещается передоверять выполнения порученной нему работы другим лицам.

На предприятиях, которые имеют одного кассира, в случае необходимости временной его замены, выполнение обязанностей кассира полагается на другого работника по письменному приказу руководителя. С этим работником укладывается договор про полную материальную ответственность на время выполнения ним обязанностей кассира. В случае отсутствия кассира (в связи с болезнью и т.п.) ценности, которые находятся у него под отчетом, пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствия руководителя и главного бухгалтера или в присутствия комиссии, предназначенной руководителем предприятия. О результатах перечисления и передача ценностей складывается акт за подписями указанных лиц. На предприятиях, где штатной росписью не предусмотрена должность кассира, выполнение ее обязанностей может полагаться соответственно письменному распоряжению руководителя предприятия на бухгалтера или другого работника, с которым укладывается договор про полную материальную ответственность.

В случае выявления нарушений установленного порядка ведение операций с денежной наличностью органы Государственной налоговой службы Украины применяют к нарушителям штрафные санкции на основании представления контролирующих органов в соответствии с Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм из регулирования оборота денежной наличности» от 12 июня 1995 г. № 436 (с изменениями и дополнениями).

Для обеспечения контроля за выдачей значительных сумм денежной наличности особое внимание отводится операциям по получению предприятием (предпринимателем) значительных сумм (что превышают эквивалент 10 тыс. евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте, установленным Национальным банком) с своих банковских счетов и их целевого использования. Во время проведения проверок этому вопросы уделяют особое внимание. Так, в соответствии с банковскими документами систематизируются все случаи получения предприятием (предпринимателем) значительных сумм денежной наличности, а по потребности используются также соответствующие данные учреждений банков, в которых открыто его текущие счета. Также во время проверки анализируются объемы денежной наличности, периодичность и структура ее выдачи, динамика сравнительно с предшествующими периодами. Обращается внимание на сроки открытия предприятием (предпринимателем) счета; проведение ним операций, которые не являются экономически оправданными или противоречат действующему законодательству (которые не отвечают характера его деятельности; пересказы значительных сумм денежной наличности на счета физических лиц; поступление и изъятие из счетов сумм денежной наличности, которое превышает обычное денежное обращение этого предприятия; внесение на счета денежной наличности с дальнейшим перечислением ее в сжатые сроки другому предприятию; систематическое или полное снятие значительных сумм денежной наличности в день ее поступление на счет и т.п.). Анализируется также выдача денежной наличности в суммах, которые составляют меньшее чем 10 тыс. евро, но которые предприятие, которое проверяется, получало с своего счета регулярно на протяжении короткого периода (недели, декады, месяца).

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна