Государственный кредит

Государственный кредит – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, по которым заемщиком или кредитором является государство, а юридические и физические лица – лишь кредиторами.

Различают внутренние государственные займы (предоставляют в национальной валюте, государство является заемщиком) и внешние (государство и международные финансово-кредитные институты могут быть заемщиком и кредитором, предоставляют их в национальной и иностранной валюте).

По срокам погашения государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По видам доходности различают процентные государственные займы (физические и юридические лица получают фиксированный доход) и выигрышные (доход выплачивается при условии выхода облигаций в тираж погашения).

Цель государственных займов (как основной формы государственного кредита) – мобилизация средств для расходов государственного бюджета.

Государственные займы существуют в натуральной (погашаются продуктами) и денежной формах, являются добровольными и принудительными.

Орудия государственных денежных займов – облигации, обязательства казначейства и другие кредитные документы, которые выпускают центральное правительство и местные органы власти. Основной способ размещения государственных займов – подписка среди населения через банки и сберегательные кассы, а также продажа на бирже и с аукциона.

Государственные займы существовали еще в рабовладельческом обществе. При капитализме они были преимущественно добровольные, а во время войн – принудительные. Кредиторами являются банки, страховые компании, акционерные общества и физические лица. Облигации, которые выпускает государство, – ликвидные активы (могут быть платежными средствами, продаваться) и дают право их владельцам на получение определенной гарантированной доли государственных доходов. Кроме государственных рыночных облигаций существуют нерыночные (не продаются и не покупаются на рынке). Они могут предъявляться к погашению до окончания срока займа, но по более низким процентам.

Необходимость государственных займов обусловлена растущими военными расходами, которые повышают спрос на ссудный капитал. Из-за огромной суммы государственного долга государство не в состоянии погасить их, поэтому ему необходимы новые займы для рефинансирования старого государственного долга. Все это способствует повышению процентной ставки. Так в США проценты на государственные облигации в период с 1946 по 1970 гг. выросли в среднем с 1 до 8%. Погашение государством своих ценных бумаг означает, по сути, замену одних облигаций другими. С увеличением объемов погашаемых государственных облигаций, государство вынуждено выпускать новые государственные займы. На величину займов центрального правительства в некоторых странах законодательно устанавливается лимит. Это дает возможность министерству финансов разместить свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, которые не подпадают под действие постановлений законодательных органов.

В последние три десятилетия государственные займы используют как средство регулирования экономики – их выпуск и размещение дает возможность субсидировать отдельные отрасли экономики, смешанные компании и т.д. Благодаря этому часть государственных займов используется продуктивно, способствует развитию технологического способа производства, ослабляет фиктивную природу государственных ценных бумаг. В середине 90-х гг. доля государства в заемных фондах США составляла до 40%, тогда как в начале XX ст. – меньше 10%. В капиталистических странах государственные займы размещали принудительно во время войн. В годы Второй мировой войны за счет этих займов в США покрывалось 54% всех государственных расходов, в Японии – 58, в Германии – 61%. Принудительными были государственные займы в бывшем СССР. В 1922-23 гг. выпускали займы в натуральной форме, во время первых пяти лет проводилась подписка на займы среди населения. До войны за счет таких займов в государственный бюджет поступило почти 50 млрд. руб. (5% государственного бюджета), в годы Второй мировой войны – 76 млрд. руб. (до 10% государственного бюджета), в 1946-58 – 260 млрд. руб. (в ценах 1961 г.), что составило менее 2% государственного бюджета. Послевоенные государственные займы погашались обесцененными по своей покупательной способности деньгами.