Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Государственный долг
Государственный долг – сумма задолженности государства кредиторам. Государственный долг – это и задолженность государства по кредитным операциям, обязательства государства относительно внутренних и внешних займов, которые остаются после отчисления погашенной их части, сумма накопленных за предыдущие годы дефицитов государственного бюджета минус его положительное сальдо.
Государственный долг возникает ввиду отсутствия у государства средств, необходимых для выполнения его функций. Поэтому оно вынуждено мобилизовать дополнительные средства для покрытия своих расходов. Увеличение государственного долга – источник финансирования правительственных программ.
Между бюджетным дефицитом и государственным долгом существует прямая зависимость. Государственные займы – главный экономически оправданный источник покрытия бюджетных дефицитов.
Причинами возникновения государственного долга является ведение войн, милитаризация страны, чрезмерное расширение экономических функций государства. Подготовка и ведение военных действий в течение длительного времени были основным фактором появления государственного долга в XX ст., особенно в его второй половине, к этому добавилась милитаризация экономики. Вторые полвека (до начала 90-х гг.) прошло под знаком «холодной войны», которая поглотила огромные средства, которые значительно превышали финансовые возможности государств. Так, объем государственного долга США во время Второй мировой войны вырос более чем в 5 раз, а с 1940 г. по 1988 г. – почти в 50 раз. Еще одной причиной роста государственного долга стало практиковавшееся с 30-х гг. XX в. активное государственное регулирование экономики, особенно проведение антициклической политики и финансирование социальных программ. Циклические экономические спады сопровождаются, с одной стороны, сокращением налоговых поступлений, а с другой – ростом выплат в случае безработицы, на поддержку малообеспеченных слоев населения, доходы которых в настоящее время снижаются. Так, за 1929-39 гг., на которые приходятся кризисы 1929-33 гг. и 1937-38 гг., государственный долг США вырос с 16,5 млрд. долл. до 40,4 млрд., то есть больше чем в два раза. Росту задолженности с определенной степени способствовала кейнсианская теория, которая рекомендует дефицитное финансирование как средство стимулирования экономического роста. В настоящее время подавляющее большинство государств мира имеют государственный долг из-за хронической дефицитности государственных финансов.
Размеры государственного долга определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях, причем относительные показатели исчисляются в процентах к ВНП, ВВП. Государственная внутренняя задолженность развитых стран колеблется в пределах 20-70% ВНП и демонстрирует тенденцию к росту. Если в 1929 г. государственный долг США составлял 10%, в 1980 г. – 33%, то в 1996 г. – почти 64% ВНП. Чистый государственный долг Японии в 1996 г. составил 96,2% от ВВП, 62,5% - в Германии, 120,5% – в Италии.
Государственный долг разделяют на внутренний и внешний, капитальный и текущий.
Внутренний долг правительства страны своим гражданам – это ситуация, когда все «виноваты сами себе». Он не оказывает существенного негативного влияния на экономику, поскольку не сопровождается вывозом за границу материальных ценностей. Наиболее существенным его следствием является перераспределение доходов внутри страны.
Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он ложится бременем на экономику, поскольку она вынуждена отдавать товары и услуги в счет оплаты процентов и погашения долга. Кроме этого, нередко кредит предоставляют заемщику при условии внесения определенных корректив в его экономическую политику.
Капитальный государственный долг – сумма кредитной задолженности, срок платежа по которой еще не наступил. Текущий государственный долг – это кредиты, срок платежа по которым уже наступил.
Государственные займы разделяют также на облигационные и безоблигационные. Облигационные займы осуществляются посредством выпуска и продажи облигаций. На период действия облигации их держатели получают проценты. Погашение облигаций происходит посредством их выкупа за счет государственного бюджета. Безоблигационные займы (например, у сберегательного банка или межправительственные займы) оформляются соглашением.
Хотя займы и помогают государству решить определенные макроэкономические проблемы, рост государственного долга имеет негативные последствия. Во-первых, необходимо направлять определенную часть средств государственного бюджета на обслуживание долга. В некоторых странах она довольно ощутима. Так, в США в 1988 г. лишь для выплаты процентов по государственному долгу понадобилось 154,2 млрд. долл., что равнялось 3,2% ВНП. Это требует роста налоговых поступлений, то есть увеличивает налоговое бремя на экономику, общество. В этом кроется опасность снижения стимулов для бизнеса, усиление социальной напряженности в обществе. Во-вторых, государство-заемщик увеличивает спрос на капитал, создает дополнительную конкуренцию частным фирмам, таким образом, определяя повышение ставки процента на капитал, что делает предпринимательские проекты менее выгодными и может повлечь сокращение объемов инвестирования в экономику. В-третьих, на оплату внешних долгов и процентов на них государство тратит значительные средства. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. В-четвертых, увеличение государственного долга является одной из причин роста денежной массы и усиления инфляции. Итак, величина государственного долга – барометр состояния экономики.