Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Современный взгляд на трактовку дефиниции «финансовая архитектура»
Построение и эффективное функционирование национальной финансовой архитектуры позволяет обеспечивать сбалансированность хозяйственной системы, противодействовать негативным тенденциям, активно способствовать модернизации экономики и развитию межстрановых денежно-кредитных отношений. Особое значение реформирование финансовой архитектуры имеет в посткризисный период, отличающийся макроэкономической нестабильностью.
Разработка методологии исследования национальной финансовой архитектуры в современных условиях предполагает раскрытие сущности этого экономического явления, факторов его эволюции, взаимодействия с другими экономическими процессами, а также определение тенденций развития.
Впервые термин «финансовая архитектура» был озвучен в выступлении президента США Б. Клинтона в Нью-Йоркском совете по внешним связям в сентябре 1998 года. Он назвал финансовый кризис 1997 - 1998 годов «крупнейшим финансовым вызовом, с которым мир столкнулся за последние полвека» и призвал страны «семерки» «адаптировать международную финансовую архитектуру к XXI столетию».
Несмотря на активное использование термина «международная финансовая архитектура», существует несколько методологических подходов к определению его экономического содержания. Так, Международный валютный фонд определяет международную финансовую архитектуру как институты, рынки, правила игры и практику, которые правительство, бизнес и индивидуальные участники осуществляют обычно в своей экономической и финансовой деятельности.
Р.Д. Джомэин предлагает рассматривать международную финансовую архитектуру как «комплекс институциональных организаций, которые определяют, кто принимает правила, какие, когда и как». Дж. Сорос в работе «Новая глобальная финансовая архитектура» пишет, что «говоря о международной финансовой архитектуре, мы в первую очередь имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно МВФ». Д-р экон. наук, профессор Московского государственного института международных отношений (Университета) В.В. Шмелев определяет международную финансовую архитектуру через составляющие блоки, включающие в себя в качестве основных элементов мировые деньги и институты, а также правила, обеспечивающие их эмиссию и нормальное функционирование. Д-р экон. наук, профессор Ростовского государственного экономического университета Н.Г. Вовченко под международной финансовой архитектурой понимает институциональную структуру мировой финансовой системы, рассматриваемую в динамическом процессе. Д-р экон. наук, профессор И.Н. Ефременко из того же Ростовского государственного экономического университета проводит аналогию с компьютерной (программной, сетевой) архитектурой, которая предполагает последовательную обработку данных, установление стандартов, норм и принципов, на основе которых формируется и функционирует система.
В данной статье предлагается следующее определение финансовой архитектуры: взаимодействие эмитентов, субъектов финансовой инфраструктуры, индивидуальных, институциональных и квалифицированных инвесторов с государственными регулятивными органами и саморегулируемыми организациями участников финансового рынка. При этом к субъектам финансовой инфраструктуры мы относим: кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющие компании, страховые организации, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, лизинговые компании, факторинговые компании, организации игорного бизнеса, ломбарды, риэлторов.
Объективные основы формирования финансовой архитектуры конкретной страны, в частности России, определяются спецификой исторического развития ее экономики и в особенности финансовой сферы. В свою очередь, специфика исторического развития национальной экономики зависит от наличия природных ресурсов и их экспорта, уровня развития национальной промышленности и емкости внутреннего рынка. Перечисленные факторы определяют интенсивность и устойчивость денежных потоков в стране.
Значение субъективного фактора в проявлении особенностей финансовой архитектуры состоит в обоснованности целей и задач финансовой политики государства, правильности выбора конкретных методов и инструментов, эффективности задействованных механизмов и каналов влияния на реальный и финансовый секторы экономики. В интегральной трактовке реализация финансовой политики обеспечивается Министерством финансов и мегарегулятором финансового рынка.
В сводном виде внутренние и внешние факторы построения национальной финансовой архитектуры представим на рисунке:
Одной из важнейших особенностей финансовой архитектуры в современных условиях являются риски, связанные с ее построением и эффективным функционированием. Эти риски способны не только снизить эффективность осуществляемых мер, но и привести к невыполнению поставленных целей и задач. Система экзогенных и эндогенных рисков финансовой архитектуры представлена на рисунке:
При модернизации национальной финансовой архитектуры необходимо учитывать сильную зависимость от состояния мировой экономической конъюнктуры, в первую очередь цен на энергоносители. К другим объективным особенностям российской финансовой архитектуры относятся: ограниченность каналов эффективного влияния финансовой политики на реальный сектор, нестабильность макроэкономических показателей, недостаточная координация элементов финансовой политики (в частности, денежно-кредитной, бюджетной политики, политики регулирования финансового рынка), применение специфических инструментов регулирования, ограниченность каналов трансмиссионного механизма, высокие риски, низкая степень прогнозируемости результатов реализуемых мер и др.
На современном этапе глобальной целью регулятивных органов является совершенствование модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, способствовала обеспечению последовательного повышения благосостояния населения, эффективному воспроизводству и модернизации народного хозяйства, укреплению конкурентоспособности и безопасности страны. Достижению указанной цели должна содействовать национальная финансовая архитектура с соответствующим набором финансовым инструментов.
Автор – к.э.н., доц. Иванов М.Е., Казанский (Приволжский) федеральный университет, rusnauka.com