Реформирование накопительной составляющей пенсионного обеспечения в России

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. Предшествующую систему признали неэффективной в том числе и потому, что принцип солидарности поколений, когда работающее население обеспечивает пенсию нетрудоспособному, был признан неэффективным. Решением такой проблемы был отказ от финансирования пенсии государством и передача этой обязанности самим пенсионерам, то есть введение страховых и накопительных начал, как основополагающих для пенсионной системы.

Среди причин реформирования пенсионной системы некоторыми авторами были названы: объективная потребность пересмотра идеологии самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, необходимость повышения реального уровня доходов основной части пенсионеров, а также недостаточная увязка правовых норм, регулирующих пенсионную систему, с экономическими механизмами, обеспечивающими достаточную финансовую базу для соответствующего материального наполнения социальных нормативов.

Таким образом, структура современной трудовой пенсии в России представляет собой совокупность страховой и накопительной частей. Установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования.

Вместе с тем, реализация пенсионной реформы и ее промежуточные результаты показали, что не все ожидаемые показатели достигнуты. Действующее пенсионное законодательство не позволяет в полной мере решить вопросы повышения пенсий в ситуации продолжающегося старения населения. Недостаточно эффективное инвестирование средств пенсионных накоплений и недоверие большей части населения страны к созданным механизмам их формирования, поставили новые задачи и сделали неотвратимым продолжение пенсионной реформы.

Новые реформы не заставили себя долго ждать. В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. отмечается острая необходимость в разработке и проведении реформы в сфере пенсионного обеспечения. В декабре 2011 г. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию настаивал на необходимости определения долгосрочной стратегии развития пенсионной системы. Ответом стала представленная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) в конце августа 2012 г. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г.

Отдельные позиции указанной Стратегии реализованы уже сейчас. Так, в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 2014 года на страховую часть трудовой пенсии будут отчисляться 24%, а на накопительную – 2% (вместо 20 и 6% соответственно). Таким образом, посчитав неэффективным использование накопительной части пенсии, законодатель решил уменьшить ее с 6% до 2%. Те же граждане, кто все же желает получать накопительную часть пенсии в прежнем размере, смогут это сделать, приняв решение о переводе средств своих пенсионных накоплений в выбранный негосударственный пенсионный фонд (или не поменяв ранее принятое подобное решение).

Среди причин неэффективности накопительной части пенсии в Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. названы следующие:

  • снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе;
  • изъятие из распределительной системы 6% накопительного тарифа, что усилило ее общую несбалансированность и снизило возможность формирования пенсионных прав основной массы пенсионеров;
  • недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат;
  • отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений;
  • издержки администрирования накопительной составляющей пенсионной системы, уменьшающие ее доходность.

Некоторые авторы, критикуя Стратегию, прибегли к статистическим данным: «По данным Росстата, за второе полугодие 2012 года средний размер пенсии составил около 9 тыс. руб. Более половины пенсионеров получают пенсию в значительно меньшем размере - 6 - 8 тыс., зачастую трудовая пенсия почти совпадает с уровнем социальной пенсии, устанавливаемой тем гражданам, которые вообще не трудились, а некоторые социальные пенсии даже выше трудовых пенсий. Трудовая пенсия по старости выше 10 - 11 тыс. - редкость в большинстве регионов. Те граждане, которым установлены досрочные пенсии по старости (многодетные матери, матери инвалидов с детства, пенсионеры, которые трудились на производстве с неблагоприятными условиями труда), получают обычно пенсию в меньшем размере, чем другие граждане. Пенсия также ниже, как правило, у женщин и у всех тех, кто обучался в высших и средних учебных заведениях, ухаживал за малолетними детьми, служил в силовых структурах, но не дослужился до пенсии за выслугу лет. Все это "запланировано" законом».

Напомним также, что все прибавки к пенсиям, которые действительно наблюдались, практически съедает инфляция, причем пенсионная инфляция, т.е. рост цен на товары и услуги, потребление которых характерно для бедных, включая пенсионеров, примерно вдвое выше официально объявляемого уровня инфляции. Нельзя не согласиться с мнением М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой о том, что пенсионные накопления на пенсионный период жизни нужны, но не принудительные, а добровольные, их необходимо всемерно поощрять, но не принуждать к ним. По отношению к добровольным пенсионным накоплениям применяется совсем иной правовой режим: отношения по поводу таких накоплений должны регулироваться нормами гражданского права. Сокращение принудительных пенсионных накоплений до 2 процентов вместо 6 (именно такое компромиссное решение принято) не даст заметного экономического и социального эффекта, оно лишь сократит накопительную часть страховой пенсии и обострит в дальнейшем противоречия между трудом и капиталом.

Заслуживает также внимания идея О.В. Курбатовой и А.В. Ольшевской о том, что необходимо не отменять пенсионные накопления, а увеличивать их доходность, что укрепило бы надежность положения государства в глазах населения.

К тому же, поддерживая ту же точку зрения, необходимо отметить, что целью изменений пенсионной реформы должны быть обеспечение достойной жизни пенсионерам ресурсами ПФР, а не пополнение его за счет их же (пенсионеров) средств.

Представляется, что поскольку вышеуказанные точки зрения непротиворечивы, то почему бы не использовать их в совокупности? Ведь пенсионная система и будущие пенсионеры только выиграют от того, что появится выбор: отчислять или не отчислять взносы на накопительную часть пенсии, и, если все же некоторые выберут первый вариант, то тут у них опять-таки должен быть выбор – сколько именно процентов отчислять. Таким образом, государство будет не принуждать население копить на будущую пенсию, а только лишь поощрять подобные накопления.

Следует отметить, что при подготовке стратегии развития пенсионной системы, по нашему мнению, необходимо учитывать, что инфляцию нужно не только догонять, но и снижать. При постоянном повышении уровня инфляции в РФ можно забыть о долгосрочной Стратегии развития пенсионной системы, скорее всего, она себя не оправдает, так как опять начнется «вытягивание» денег у населения, вместо укрепления экономики. В таком случае, почему бы просто не передать гражданам право самим распоряжаться своей «прибылью на старости лет»? Мы уверены, что далеко не все (если не большинство), особенно мужчины, захотят в большом количестве откладывать свою заработную плату себе на пенсию, так как в данный момент максимальный возраст мужчины в РФ гораздо ниже того же показателя у женщин. К тому же, мужчины на 5 лет позже выходят на пенсию. Это свидетельствует о том, что в среднем мужчины получают пенсию гораздо меньшее количество месяцев, чем женщины, и уж тем более количество этих месяцев далеко до установленного законом для расчета нормативного периода выплаты) (19 лет = 228 месяцев). А это значит, что только единицы в полном объеме получают страховое пенсионное обеспечение, размер которого полностью соразмерен сделанным страховым отчислениям. В связи с этим мы предлагаем разрешить, а точнее предоставить гражданам выбор – делать отчисления государству или самому копить себе на пенсию, причем делать это можно будет несколькими способами, включая и инвестирования в зарубежные организации, в том числе и банковские.

Еще одна демографическая проблема, влияющая на стабильность пенсионной системы Российской Федерации – превышение показателя смертности над показателем рождаемости, то есть естественный прирост населения в России отрицательный. По подсчетам некоторых ученых население России к 2025 году уменьшится на 11 млн. человек (по сравнению с 2013 годом). Это означает, что в уже не столь далеком будущем (где-нибудь к году 2060) вероятна ситуация, когда количество нетрудоспособного населения может сравняться по количеству с трудоспособным. Это, в свою очередь, усложнит задачу Пенсионному фонду РФ по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

Источник Болотин С. Зайцева Л.В. «Реформирование накопительной составляющей пенсионного обеспечения в России»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна