Возможности влияния предприятия на свое окружение

Среда управления как его объемлющая система – это важнейший объект внимания стратегического управления и первый объект стратегического анализа. Ведь для осмысления и того, где находится организация, и того, куда она хочет переместиться, нужно прежде всего видение среды. Для стратегического управления это тем более существенно, что здесь с 1990 г. среда управления потеряла устойчивость и менялась многократно и каждый раз – довольно радикально. Сменился способ хозяйствования, на смену устойчивой экономической модели пришел почти перманентный поиск новой, на арену управления вышли совершенно иные социальные слои, институты, изменились общественные ценности и приоритеты, иными стали роль страны в мире и ее взаимоотношения с внешним миром. Иными стали не только субъекты управления, но и его объекты, принципы и инструменты.

Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента Выделяются политические, экономические, научно-технические, социальные, экологические и другие компоненты внешней среды. Внешняя среда включает в себя макросреду, состоящую из факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия, и микросреду – конкретных субъектов, чьи действия и отношения могут быть направлены на данного субъекта: потребителей, посредников, конкурентов и др. В любом случае внешняя среда может быть средой как прямого, так и косвенного (опосредованного и отсроченного) воздействия. Возможности обратного воздействия субъекта менеджмента, организации на элементы макросреды опосредованы и существенно ограничены. В отношении элементов микросреды возможны определенные действия, сглаживающие негативные и усиливающие позитивные влияния или позволяющие их избежать или переменить путем соответствующего стратегического выбора; сама организация и субъект менеджмента тоже может активно воздействовать на элементы этой среды.

Внутренняя среда управления понимается как совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. К ним могут быть отнесены: сложившаяся организационная структура, распределение функций, ответственности, ресурсов и прав подразделений и отдельных работников в организации, ее этика и традиции, отношения руководства – подчинения, доминирующий стиль руководства и отношения неформального лидерства, социально-психологический климат в коллективе и др. В любом случае для внутренней среды характерно, что это среда прямого воздействия – совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию.

Для примера проанализируем внешнюю среду предприятия и определим его возможные действия по адаптации к влиянию негативных факторов, приведенных в таблице:

Фактор Оценка Вес Направление влияния
1 Инфляция 8 0,13 -
2 Экономический рост в стране 8 0,15 -
3 Уровень политической стабильности в обществе 7 0,06 +
4 Уровень безработицы 8 0,13 -
5 Уровень налогообложения 6 0,11 -
6 Уровень доходов населения 6 0,12 -
7 Наличие протекционизма 7 0,05 +
8 Уровень рождаемости 4 0,10 -
9 Криминализация общества 5 0,09 -
10 Наличие лоббистских групп в законодательных органах власти 5 0,06 +

Любая организация находится под воздействием таких факторов, как научно-технический прогресс, состояние экономики, политика, требования экологии, культурное окружение и, наконец, демография. Воздействие этой группы факторов можно классифицировать как внешнюю среду высокого уровня, представляющую собой макросреду, влияние которой также должно учитываться при разработке стратегических решений. Таким образом, внешняя среда – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности достижения успеха.

Рассмотрим, каким образом приведенные в таблице факторы влияют на принятие стратегических решений.

Инфляция, как известно, это кризисное состояние денежной системы. Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, кредита и финансов. Первопричиной инфляции являются диспропорции между различными сферами экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Действительно, помимо негативного влияния инфляции на экономику, присутствует замедление экономического роста. Мы можем говорить именно о замедлении экономического роста, поскольку направление действия этого фактора негативное. Судя по всему, экономика страны находится в кризисной ситуации, поскольку на предприятие, стратегия которого разработается на основе исходных данных, приведенных в задаче, негативно действует целый ряд факторов, а именно высокий уровень безработицы, нестабильное налогообложение, низкий уровень доходов населения, демографические проблемы (в частности, низкий уровень рождаемости). Кроме того, ситуация осложняется криминализацией общества. Вместе с тем, политическая ситуация достаточно стабильна, предприятие может воспользоваться преимуществами протекционизма в отношении своей деятельности. Об этом свидетельствует и наличие лоббистских групп в законодательных органах власти.

Общее влияние негативных факторов с учетом их весомости составляет:

9*0,13+8*0,15+8*0,13+6*0,11+
+6*0,12+4*0,10+5*0,09=5,64 балла.

А общее влияние положительных факторов, соответственно, составляет:

7*0,16+7*0,05+5*0,06=1,07 балла.

Таким образом, действие негативно влияющих факторов существенно превышает действие положительно влияющих факторов. Следовательно, необходимо разработать мероприятия по предотвращению действия негативно влияющих факторов на деятельность предприятия. В частности, учитывая возможность инфляционного роста цен, в договорах на поставку продукции целесообразно предусмотреть применение метода ценообразования на основе скользящих цен (т.е. с поправкой на инфляцию). Поскольку экономика страны идет на спад, в случае возможности выхода на внешний рынок с продукцией предприятия такой возможностью не стоит пренебрегать. Из-за негативного влияния нестабильного налогообложения предприятию целесообразно применять «белые» схемы оптимизации налогообложения. А криминализация общества требует от предприятия усиления охраны сотрудников и принадлежащей предприятию собственности. Поскольку уровень доходов населения падает, то может активизироваться конкурентная борьба за потребителя, что также требует принятия превентивных мер.