Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
В чем сущность современных походов к менеджменту?
Как специфическая область деятельности и знаний, управление акцентирует внимание на базовых проблемам, имеет собственные специфические подходы. Кратко рассмотрим содержание этих подходов.
1. В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. стал наукой, которая имеет свои предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы и принципов управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается как полезнее, так эффективнее. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и соответственно этому разрабатывать стратегию и политику организации. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.
2. Понимание менеджмента как искусства практики управления базируется на том, что предприятия представляют сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Руководители должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет объединить науку и искусство управления в единый процесс, который требует не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера как субъекта процесса управления.
3. Управление как вид деятельности людей. В XVII-XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.
Управление как вид деятельности реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К важнейшим функциям управления относятся: прогнозирование, планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование, учет и контроль. Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности и их взаимосвязи в пространстве и во времени. Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие.
«Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, иными словами идет быстрее из-за человеческой энергии, чем из-за экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент – двигатель, развитие – следствие», – так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер.
Весьма редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой скоростью, как менеджмент в ХХ веке. Еще реже в истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент в течение одного поколения. И, действительно, везде, где удавалось внедрить компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие.
4. Управление как процесс. Процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации, контроля, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Таким образом, содержание прогресса управления проявляется в реализации его функций.
Процессный подход к управлению позволяет интегрировать все виды управленческой деятельности в единую логически взаимосвязанную цепочку. Такой подход позволяет представить управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, которые изменяются в пространстве и во времени. Их целью является решение проблем и задач предприятия.
Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне ее. Указанные пять стадий возникновения, прохождения и использования информации реализуются в ряде действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.
Таким образом, менеджмент можно рассматривать как процесс, посредством которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и предприятия в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей – менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
5. Менеджмент как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых на предприятии работников и получение результатов, соответствующих целям. Отсюда управление – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Новая роль человека как ключевого ресурса требует от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенного в людях потенциала к саморазвитию. Эффективное использование и наращивание этого потенциала становится центральной задачей управления. Отсюда вытекает необходимость смещения центра тяжести с авторитарного стиля управления в сторону демократических отношений между менеджером и другими работниками. Это обязательное условие повышения качества управленческих решений, эффективности организации и повышения качества жизни и труда коллектива.
Главной же задачей людей, занятых управлением, является эффективное использование и координация всех ресурсов предприятия (денег, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения целей. Все организации имеют доступ примерно к одним и тем же ресурсам, однако производительность их деятельности различна. Это различие определяется чаще всего качеством управления.
Производительность фирмы означает тот баланс между факторами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными и т.д.), который дает наибольший выпуск при наименьших усилиях. Поэтому повышение производительности – одна из главных задач менеджеров.
6. Управление идентифицируется с органом или аппаратом управления. Без него любая организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любого предприятия и ассоциируется с понятием ее менеджмента.
Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его иерархическом структурном составе, на характере связей между подразделениями и элементами структуры управления, на степени централизации и децентрализации, на полномочиях и ответственности работников.
В рамках иерархической структуры аппарата управления реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит конкретное отражение в схеме управления той или иной организацией. По сути структура управления – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Символический ключ менеджмента можно записать таким образом: «цели – человек – эффективность». Золотое правило менеджмента можно сформулировать так: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде – на потребителя, во внутренней – на персонал».
Каковы составляющие современных подходов к менеджменту?
Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отображает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия. На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и др.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.
Современный менеджмент характеризуют следующие положения:
- Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, то есть действием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в частности, политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.
- Использование в управлении теории систем, что облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, то есть предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.
- Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обуславливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент при этом – это ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.
- Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.
- Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.
Практическое воплощение новых принципов управления является весьма сложным и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в частности менеджеров), повышения их квалификации и роста личного потенциала. Все большее количество компаний (в частности, крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятию управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.