Каковы основные особенности управленческого труда?

В чем состоит сущность управленческого труда?

Основная цель управления состоит в создании необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), установлении гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координации и согласовании совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые оно решает, с другой, – содержанием «простых» моментов процесса управленческого труда, т.е. его предметом, средствами и самим трудом. Управленческий труд – это разновидность умственного труда. Этот труд, хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего. Следовательно, управленческий труд – это производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства. Таким образом, управленческий труд – это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. В таблице систематизированы основные характеристики управленческого труда:

Характеристики Комментарий
цель создание условий для достижения целей организации, координация и согласование совместной деятельности работников организации
предмет трудовая деятельность людей, информация
средства организационная и вычислительная техника, информация как средство связи
продукт управляющее воздействие (управленческое решение)

Управленческий труд (другими словами, это труд административно-управленческих работников) является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Следовательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда. Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект. В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы – материальные, финансовые, трудовые. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд – это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Управленческий труд в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации и типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее, можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся, прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений. К ним относятся:

  • постановка задачи;
  • поиск информации вручную и с использованием компьютеров;
  • анализ информации;
  • группировка информации (вручную или с использованием компьютера);
  • простейшие расчеты без компьютера;
  • расчеты с применением компьютера;
  • подготовка решений;
  • принятие решений индивидуально;
  • принятие решений коллегиально;
  • оформление документов, составление писем и т.д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей. Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Что понимают под конченым продуктом управленческого труда?

Конечный продукт управленческого труда – решения, определяющие меру управляющих воздействий на объекты. Однако результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения. Отсюда вытекает весьма существенное специфическое требование к решению вопросов организации труда административно-управленческого персонала – предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различных трудовых функций с целью выявления и устранения структурных и документационных излишеств, совершенствования организационных форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

Каковы основные специфические характеристики управленческого труда?

1. Высокая психическая напряженность, связанная с большой ответственностью за принимаемые решения, с необходимостью их принятия и реализации в условиях недостатка/избытка информации, в часто меняющейся, нередко противоречивой обстановке, в жестких временных рамках. Управление совместной работой людей существенно отличается от управления техническими системами. Условия функционирования социальной системы постоянно изменяются, так как это система живая, динамичная, открытая, саморегулирующаяся. В сущности, именно с принятия управленческого решения начинается реализация управленческой деятельности. В трудной ситуации может иметь место явление информационной перегрузки, которое, вопреки обычным представлениям, встречается в управлении чаще, чем дефицит информации.

Руководители всех рангов относятся к категории работников с ненормированным рабочим временем. Продолжительность их рабочего времени колеблется в пределах 9–15 часов в сутки. При этом работа, которую он выполняет в течение дня, разнообразна, а темп выполнения очень напряженный. После долгих часов интеллектуальной работы сознание продолжает быть нацеленным на поиск новых идей, оригинальных решений, дополнительной информации.

Уровень развития руководителя и степень его профессионализма во многом определяются и тем, как он действует в сложных, кризисных ситуациях. Сильное качество руководителя – умение действовать в любой неожиданной, казалось бы, самой неуправляемой ситуации.

2. Неалгоритмизируемый, творческий характер деятельности, связанный с ярко выраженной прогностической природой принимаемых управленческих решений и большим разнообразием видов управленческой деятельности на различных уровнях иерархии. В деятельности любого руководителя очень весомое место занимают эвристические решения и принципы. Под этим понимается процесс решения человеком нетривиальных задач в условиях отсутствия заданной системы алгоритмов, недостатка или, наоборот, избытка информации, когда механический перебор возможных решений и статистические методы их поиска либо недопустимы, либо просто бессильны. По своей сути управленческая деятельность представляет собой труд творческого работника.

Важнейшей функцией руководства является генерация идей, разработка перспективных целей, определяющих дальнейшие экономические и социальные цели организации. Непрерывное движение вперед, непременное и планомерное развитие – это важнейшее условие самого существования и успешного функционирования любой, особенно современной общественной организации. Еще А. С. Макаренко показал, что остановка в развитии – это смерть коллектива. Поэтому особенно актуальны для руководителя такие качества, как инициатива, изобретательность, обостренное чувство нового, его умение прогнозировать и планировать в расчете на перспективу. Чрезвычайно важным является умение руководителя предвидеть, прогнозировать и предупреждать возможные трудности и экстремальные или аварийные обстоятельства.

3. Опосредованностъ и дистанционность управления реальными объектами, субъектами и процессами. Руководитель не участвует непосредственно в производстве материальных благ или социальных услуг. Можно сказать, что руководитель работает с некой идеальной, внутренней моделью управляемого им производства. Как известно из целого ряда инженерно-психологических исследований, между внешней (реальной) и внутренней (психологической) моделями объекта управления всегда существуют различия, которые необходимо строго учитывать и по возможности минимизировать. Всегда актуальная и важная управленческая проблема заключается в обеспечении должной адекватности внутренней модели и реального процесса или объекта. В противном случае в управленческой работе неизбежны грубые ошибки и тяжелые последствия.

4. Значительная роль коммуникативной функции. Добиться решения поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил, материальных средств помогает правильная организация управленческого общения, без которого невозможно эффективное взаимодействие. В эффективном общении необходима максимальная согласованность его участников: техника, лексика, мотивация, эмоции, субъективные смыслы. Целью управленческого общения является не простое информирование, но убеждение и побуждение собеседника к выполнению необходимой совместной деятельности.

Управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т.д.) имеют объективно неизбежную тенденцию к изменению (или искажению) изначального смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень таких изменений прямо пропорциональна числу звеньев, через которые транслируется информация, а потому в организации управления следует избегать наличия излишних промежуточных, тупиковых, дублирующих или кругообразных (сугубо бюрократических) звеньев.

Умение управлять конфликтами, а главное – предвидеть возможность и истинные причины их возникновения, минимизировать негативные по следствия – это одна из базовых характеристик профессионального руководителя.

5. Воспитательный характер деятельности руководителя. Воспитание персонала, помощь в развитии, поддержка сотрудников-подчиненных – один из самых значимых аспектов деятельности успешного руководителя. Способность полностью раскрыться в роли «играющего тренера» и наставника является решающим фактором личного успеха менеджера. Опытные управленцы к важным критериям профессиональной оценки современного менеджера относят успешность участия в процессе воспитания коллектива, способность воплотить в реальность задачу развития и воспитания кадров. Для этого формируется в коллективе психологический климат, благоприятный для реализации этого многотрудного процесса. Оказывая воздействие на сотрудников, руководитель так или иначе способствует их формированию как работников-профессионалов и личностей в целом.

Эффективное управление существует не самостоятельно, не сверху, не над совместной деятельностью группы людей. Управление включено в саму внутреннюю структуру этой руководимой деятельности. Отсюда вытекает один из основных смыслов управления – как смысл руководства и лидерства, но не как беспрекословного подчинения, исключительно властного подавления, жесткого администрирования.

Понимание уникальной роли живого и конкретного человека-исполнителя общей, распределенной и управляемой работы ведет к необходимости взвешенной реализации основных психологических положений концепций «человеческих факторов» и «человеческих отношений», устойчивое наличие в смысловой сфере личности руководителя гуманных моральных и нравственных ценностей. Управленец не обязан, конечно, быть профессиональным психологом или духовником, но должен обязательно стать психологически грамотным человеком.

Существование множества социально обусловленных (политических, экономических, статусных, организационных, образовательных, культурных и др.) расхождений субъективных смыслов работы для руководителей и исполнителей обусловливает необходимость целенаправленного стремления управленца к возможному сближению смыслов, к предотвращению резких смысловых противоречий, а тем более – барьеров. Этим вновь актуализируется смысл управления как организации эффективного взаимодействия и оптимального, делегированного сотрудничества.

Принципиальные расхождения между объективным значением и личностным смыслом выполняемой работы особенно недопустимы в сознании и деятельности руководителя. Отсюда проистекает множество управленческих ошибок и грубых искажений исходного предназначения процесса управления, например бюрократия, казнокрадство, культы личностей, взяточничество, прямое или скрытное вредительство и т.д. Здесь снова и снова обостряются проблемы и актуальные вопросы целенаправленного формирования или воспитания личностной культуры, нравственности, духовности.

Для смысловой сферы руководителя необходимо осознание, внутренне принятие и практическая реализация того, что руководитель управляет не людьми или подчиненными, не их сознанием и психикой, а совместной с ними, адекватно распределенной (делегированной) работой. Реальные исполнители – это не самоцель, а средство управления во имя достижения поставленной цели.

Пестрота, сложность и чрезвычайное многообразие управленческой деятельности позволяют выделить в ней лишь самое общее и, вероятно, психологически решающее на начальном этапе становления руководителя. По нашим представлениям, это наличие личностной устремленности на лидерство и руководство или присутствие ярко выраженной субъективной тенденции личности к социальному доминированию.

Кроме того, это высокий уровень развития широких познавательных и достиженческих потребностей и смыслов, связанных с прагматическим отношением к делу, со стремлением руководителя понимать временную перспективу, не только вести за собой управляемый коллектив, но и преодолевать, развивать самого себя.

Каковы основные принципы повышения эффективности управленческого труда?

Повышение эффективности управленческого труда является важнейшей составной частью, а в ряде случаев и определяющей в повышении эффективности общественного производства. В настоящее время основным путем повышения эффективности управленческого труда является внедрение его научной организации. На основе обобщения достижений науки и передового опыта в области организации труда работников аппарата управления может быть сформирован ряд принципов, которыми следует руководствоваться при решении практических вопросов проектирования и внедрения научной организации труда в управлении производственным коллективом.

Первый принцип – комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производственным коллективом должна решаться всесторонне, то есть с учетом всех ее аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных. Принцип комплексности предполагает также проведение работы не по какому-то одному направлению научной организации труда, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а всего состава работников, выполняющих ту или иную функцию. При таком подходе мероприятия научной организации труда дают больший эффект, чем при локальном решении отдельных вопросов.

Второй принцип – системность. Данный принцип предполагает взаимное согласование, увязку всех элементов организации труда, устранение противоречий, выявляющихся при их совместном, а не изолированном рассмотрении. В результате такого подхода создается система организации труда, в рамках которой все ее элементы взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы.

Третий принцип – регламентация. Данный принцип означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указанных, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.

Четвертый принцип – специализация. Процессы управления требуют специализации, то есть такого их построения, при котором за каждым структурным подразделением предприятия постоянно закрепляются определенные объекты деятельности. Специализация является необходимой предпосылкой применения прогрессивных методов и средств труда.

Пятый принцип – стабильность. Как показывает практика, работа коллектива не может быть успешной, если состав, задачи и функции постоянно меняются.

Шестой принцип – целенаправленное творчество, которое требует достижения двух целей: творческий подход при внедрении научной организации труда служащих и максимальное использование творческого потенциала служащих.

Внедрение научной организации труда в управлении – это сложный и многогранный процесс, имеющий инженерно-технические, экономические, социальные, психофизические аспекты. Основными из них являются:

  • разделение и кооперация труда работников управления (включая четкое определение круга обязанностей, прав и ответственности менеджеров, их положения в структуре управления);
  • нормирование управленческого труда, позволяющее правильно;
  • рациональная организация рабочих мест и обеспечение нормальных условий труда;
  • рациональное использование рабочего времени руководителей, введение эффективных правил внутреннего распорядка;
  • техника личной работы менеджеров (планирование работы, выработка решений, система контроля над их выполнением, прием посетителей, проведение деловых совещаний, делопроизводство).

Подводя итог, следует сказать, что под научной организацией управленческого труда понимают процесс систематического совершенствования существующей его организации на основе широкого использования достижений науки и передового опыта. При этом знание и применение на практике теоретических основ организации труда менеджера любого уровня является обязательным.

Что собой представляет разделение управленческого труда?

В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, в связи с этим выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.

Разделение управленческого труда – это процесс выделения видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности различных управленческих групп.

Существуют следующие виды разделения управленческого труда в организациях:

  1. Функциональное разделение труда представляет собой процесс выделения функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое разделение труда представляет собой распределение работ по функциям, по уровням иерархии управления; закрепление их за определенными управленческими работниками и подразделениями и формирование на этой основе их полномочий.
  3. Технологическое разделение труда представляет собой дифференциацию процесса управления на операции по сбору, передаче, хранения и преобразования информации, выполняемых определенными категориями управленческих работников и технологических специализированных подразделений.
  4. Профессиональное разделение труда представляет собой – это дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.
  5. Квалификационное разделение труда представляет собой распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями управленческих работников.
  6. Должностное разделение труда представляет собой – это распределение управленческих работников в соответствии с их компетенцией.

Внутренние формы разделения труда:

  • горизонтальное – это разделение труда на компоненты, которые являются частью общей деятельности;
  • вертикальное – это выделение работы по координации действий от самих действий.

Направления управленческой деятельности в результате вертикального разделения труда:

  1. Общее руководство связано с разработкой и реализацией перспективных направлений деятельности организации.
  2. Техническое руководство.
  3. Экономическое руководство связано со стратегическим и тактическим планированием и направлено на обеспечение рентабельной деятельности предприятия.
  4. Операционное управление.
  5. Управление персоналом связано с разработкой концепции управления персоналом и стратегии кадровой политики, формированием системы управления персоналом, планированием кадровой политики, разработкой операционного плана работы с персоналом, проведением маркетинга персонала, определением кадрового потенциала и потребностей организации в персонале.

Заключение

Современный российский управленец (как и большинство его сограждан) находится в очень непростой, в чем-то экстремальной ситуации психологически болезненного выбора и сохранения ведущих смыслов собственной деятельности и бытия. С одной стороны, у всякого человека существуют не всегда сформулированные представления и порой индивидуально принятые общечеловеческие нравственные ценности о «заоблачных» смыслах «добра» и «зла» (или «греха»), которые в современном массовом сознании становятся, к сожалению, чуть ли не реликтовыми. С другой стороны, в России все шире распространяются чужеродные модели, ценности и смыслы материального обогащения и безудержного «потребления» (сугубо плотских потребностей, развлечений и удовольствий), вседозволенной морали, культуры и «свободной» (от чести и совести) торговли вся и всем. Из этих посылок исходит необходимость постоянной ориентации сознания руководителя на собственно достиженческие, прагматические, созидательные смыслы, в которых существуют и развиваются смыслы социальной инициативы и лидерства (доминирования), гуманизма и сотрудничества, аффилиации, духовности и нравственности.