Какие требования предъявляются к современному менеджеру?

Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда. Исследователи обнаруживают их путем анализа работы менеджеров-практиков или на основе заключения экспертов. В результате получают квалификационную модель руководителя. Существуют различные модели, например модель «3?7», разработанная Я.С. Михайловым. Она включает 3 уровня по 7 требований.

Первый уровень составляют важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. На этом уровне задаются качества менеджера, без которых невозможен успех в работе. Второй уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям. Третий уровень объединяет сервисные требования меньшей значимости по сравнению с основными требованиями.

Рассмотрим составляющие квалификационной модели менеджера «3?7».

Функциональные требования включают:

  1. Понимание людей:
    • психологическая интуиция – умение понять психические свойства и состояния личности;
    • психологический такт – умение найти нужную форму общения;
    • коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержке контактов и связей.
  2. Качества лидера:
    • способность понять, выразить и отстоять интересы людей;
    • желание брать ответственность на себя;
    • способность неформально влиять на окружающих.
  3. Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике, что позволяет рассчитывать:
    • на грамотный выбор стиля руководства;
    • на эффективную мотивацию;
    • на умение организовать подготовку и принятие решений.
  4. Компетентность:
    • знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации;
    • знание основ трудового и хозяйственного законодательства.
  5. Способность предвидеть развитие событий.
  6. Умение ставить цели (это требование весьма важно для успешного планирования).
  7. Способность организовать взаимодействие и наладить оптимальный контроль (а это важно для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).

Основные сервисные требования включают:

  1. Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой. Осознание целей позволяет менеджеру судить, насколько важно для него то, что он делает, как вписывается работа в стратегию его жизни. Это формирует его мотивацию, способствует последовательности и основательности в принятии решений. Менеджер, который не способен прояснить личные цели, не сможет грамотно поставить цели перед коллективом.
  2. Стремление к совершенствованию себя и предприятия в противовес ощущению самодостаточности, самодовольства, успокоенности. Это стремление проявляется в непрерывном поиске резервов, стремлении к обоснованным нововведениям.
  3. Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей. Это качества, необходимые в связи с тем, что менеджер в своей работе встречает не только поддержку, но и сопротивление, которое часто приходится преодолевать.
  4. Владение стратегией эффективного мышления. При этом имеется в виду способность концентрироваться на главном, выявлять существенное, отбрасывать второстепенное.
  5. Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.
  6. Этические качества, адекватные уровню морали, господствующей в коллективе, в частности: единство слова и дела, требовательность к себе и другим, непримиримость к нарушениям требований закона, но терпимость к людям, забота о персонале.
  7. Здоровье физическое и психическое, достаточное для обеспечения требований к менеджеру.

Дополнительные сервисные требования:

  1. Личная организованность и высокая культура собственного труда, умение распределить силы.
  2. Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнения других.
  3. Гибкость, понимаемая как способность быстро перестроиться, отказаться от неэффективной стратегии и тактики.
  4. Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях.
  5. Способность находить необходимую информацию.
  6. Знание технических возможностей современной оргтехники.
  7. Способность коротко и ясно говорить о деле.