Каковы коммуникационно-информационные аспекты распорядительной деятельности?

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

При передаче решений для выполнения своим подчиненным руководитель должен обеспечить все необходимые условия для того, чтобы:

  • преодолеть эмоционально-психологический барьер, то есть информация должна восприниматься как можно лучше;
  • информация должна быть понятна (чтобы не возникало содержательного психологического барьера);
  • информация должна быть усвоена рабочим.

Чем авторитет руководителя у подчиненных, тем более гибкой является форма его обращения к ним:

  • пожелания («Я бы хотел ...»);
  • совет («Я бы посоветовал ...»);
  • просьбы («Я вас очень прошу ...»);
  • рекомендация («Я вам рекомендую ...»);
  • сообщения («Я бы хотел подчеркнуть, что вы должны сделать задания до следующего понедельника ...»);
  • объяснение («В связи с положением ...»);
  • объяснение задания («Во-первых…, во-вторых...»);
  • указание («Вам срочно необходимо выполнить работу»).

Выбор того или иного средства обращения зависит от того, как сочетаются доверие и требовательность руководителя по отношению к рабочим.

Каждое из средств имеет свой диапазон управленческого воздействия: убеждение помогает преодолевать различные психологические барьеры; уговоры могут быть эффективными тогда, когда неуверенных рабочих необходимо настроить на какие-либо задачи; указания необходимы в том случае, если работника необходимо поставить перед выбором « или ... или », для того, чтобы они сами отказались от нежелательного варианта поведения; принуждение – это крайняя форма и она необходима тогда, когда нужно заставить работника работать.

В профессиональном общении руководителю очень трудно найти индивидуальный подход к каждому исполнителю в зависимости от того, какие мотивы у него доминируют.

Характер коммуникаций определяется выбором формы обращения, средством сообщения и контакта. Это можно изобразить графически, как два типа актов коммуникационной поведения руководителей и работников: непосредственное и опосредовано.

Отечественные исследователи выделяют четыре варианта коммуникативных типов руководителей.

  • Тип А. Руководитель в больший степени ориентирован на общение с подчиненными. Он считает необходимым подталкивать их высказывать свое мнение, внимательно прислушиваться к их преимуществам, учитывать настроение. Полученную информацию он пытается использовать в работе.
  • Тип Б. Руководитель ориентирован на общение с подчиненными, но не особенно стремится учитывать информацию. Он хотя и общается с подчиненными, стремится выслушивать их мнение, но не умеет или не хочет использовать полученную информацию в своей работе.
  • Тип В. Руководитель ориентирован на общение с подчиненными только в пределах понимания целесообразности такого общения. Он считает, что необходимо учесть мнения, настроение подчиненных, но только до тех пор, пока это помогает в работе. Если у него нет уверенности в целесообразности такого общения, то он сознательно ограничивает диапазон общения даже тогда, когда подчиненные к нему обращаются.
  • Тип Г. Руководитель совсем не ориентирован на общение с подчиненными. Он не считает целесообразным слушать их мнения, не обращает внимание на их настроение, не уделяет внимания их деловым предложениям и просьбам. Руководитель не склонен тратить свое время на анализ и учет при принятии решения.

По мере повышения иерархического уровня увеличивается количество руководителей типа В и уменьшается количество руководителей типа Б. Наибольшее количество руководителей типа А – это руководители, которым за 40. Типы А и Б стремятся больше времени уделять общению с подчиненными.

Однако никто из приведенных групп не хотел бы увеличить время общения с вышестоящим руководством.

Наиболее довольны своей работой руководители типа А и Б и наименее – Г.

Совершенствование коммуникационно-информационных аспектов распорядительной деятельности руководителей осуществляется по следующим направлениям:

  • Оптимизация информационных потоков. Менеджеры всех уровней должны знать свои потребности в информации и потребности высшего руководства. Поэтому оптимальным считается тот поток информации, который необходим для обеспечения процесса управления.
  • Взаимодействие руководителей и подчиненных. Руководитель не должен ждать, когда к нему поступит информация. Целесообразно практиковать обсуждения важных вопросов с одним или несколькими подчиненными, проводить совещания, поощрять тех, кто стремится к контактам с руководителем.
  • Организация эффективной системы обратной связи, что предполагает получение информации от первоисточников. Например, начальник отдела кадров какого-нибудь универмага во время встречи с торговой группой может получить информацию о состоянии объекта управления и донести ее до руководителя.
  • Внедрение системы сбора предложений.
  • Информационное оповещение администрации предприятия: бюллетени о стимулировании, охране труда и др. Информирование работников из официальных источников уменьшает негативные последствия слухов.
  • Использование современных информационных технологий.

В процессе коммуникации возникают не только технические помехи по правильному восприятию информации, но и помехи (барьеры), связанные с физиологическими и психологическими особенностями человека. Они формируют физиологические и психологические барьеры.

В составе названных барьеров можно выделить четыре фактора, оказывающих воздействие на процесс общения:

  1. настороженность, которая позволяет воспринимать информацию с помощью органов чувств (сенсоров). Настороженность человека колеблется, поэтому различают такие циклы этих колебаний:
    • долгосрочные;
    • 25-часовые, так называемые «биологические часы»;
    • краткосрочные;
    • фазные;
  2. внимание, выполняющее ту же роль, что и настороженность. Для того, чтобы активизировать внимание человека, особенно в современных условиях, информация должна быть сжатой;
  3. восприятие, позволяющее осознавать информацию, поступающую от различных сенсоров;
  4. память, позволяющая при необходимости воссоздать необходимую информацию. В современных условиях память у людей снижается под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

Помимо названных, существуют также социальные и культурные барьеры.

На степень успешности коммуникации при рассмотрении этих барьеров влияют такие факторы:

  • ортодоксальность, подразумевающая неуклонное следование каждого человека убеждениям, нормам, методам той группы людей, к которой они принадлежат. В результате возникает «групповое мышление», затрудняющее в отдельных случаях восприятие информации;
  • культурные отличия проявляются при столкновении группы людей, принадлежащих к разным культурам.

Например, компания «Тетра-Пак» презентовала в Украине категорию «Т-молоко» как «молоко длительного хранения». Через несколько лет продвижения компания зашла в тупик: низкие продажи означали, что компания неправильно коммуницировала с потребителем. Люди не могли понять, как можно с детства знакомый продукт хранить 3 месяца. Стратегию продвижения марки нужно было разрабатывать заново одновременно с формированием новой категории для украинских потребителей.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна