Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Каковы положения современных теорий лидерства?
Управлять людьми можно двумя способами. Во-первых, командовать ими, подталкивать и т.п. Этим занимается традиционный менеджер-администратор. Во-вторых, захватывать и вести за собой, что присуще лидеру.
Официальная должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть одновременно лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Лидер не назначается вышестоящей инстанцией и не утверждается приказом, а выдвигается и психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из сложных ситуаций.
Администраторы и лидеры различаются:
- Подходом к решению проблем. Лидеры обладают четким собственным видением будущего и путей движения к нему. Администраторы преимущественно ждут указаний «сверху» и беспрекословно их выполняют. Таким образом, главная задача лидера определить, что делать; администратора – какими способами достигать поставленные другими цели, организовать и направлять работу подчиненных согласно планам.
- Характером действий. Администраторы строят их на основе четкой регламентации, распоряжений, правил, процедур, жестко контролируя подчиненных. Лидеры самостоятельно определяют свои поступки, исходя из складывающейся ситуации, проявляют инициативу, предоставляют последователям свободу действий.
- Основой власти. Администраторам люди подчиняются по обязанности, боясь наказания или рассчитывая на дополнительное вознаграждение. За лидерами следуют добровольно, разделяя их взгляды, понимая важность того, что они делают, к чему призывают, не рассчитывая на какие-то особые награды.
Лидер, который увлекает людей на решение тех или иных важных для организации проблем, называется инструментальным. Но в любом коллективе существует и так называемый эмоциональный лидер (обычно наиболее уважаемый человек), которому принадлежит решающее слово в межличностных отношениях.
В коллективах с невысоким уровнем развития лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра (может подбодрить, посочувствовать, помочь). В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. Но в обоих случаях он – интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым последние сверяют свои мысли и поступки.
Лидер неформального коллектива следит, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях он может отстаивать эти интересы перед администрацией, вступить в конфликт с ней. Бороться с этим невозможно, ибо давление на лидера вызывает еще больше объединение коллектива в его противостоянии администрации. Поэтому с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Это облегчает и процесс управления, ибо, пользуясь одновременно доверием коллектива и администрации, легко согласовывать их интересы.
Ученых издавна интересовала проблема лидерства. Ее систематическое изучение было сделано с начала 1930-х гг. ХХ в. В результате сформировалась теория великих людей, которая исходила из того, что лидерами их сделал определенный набор личностных качеств (выдающиеся знания, интеллект, впечатляющая внешность, уверенность в себе, честность и т.п.). Однако эта теория не могла объяснить, например, почему стали лидерами Сталин, Гитлер и т.п., что явно не соответствовали многим перечисленным требованиям.
Затем сформировалась поведенческая теория лидерства, согласно которой главную роль в деле его становления играют не личные качества человека, а манера его взаимоотношений с окружающими. Основным недостатком этой теории стал ее вывод о существовании некоего оптимального стиля руководства, с помощью которого можно решить все управленческие проблемы, и необходимости его поиска.
Конечно, личные качества и стиль руководства являются важными условиями успеха, но более поздние исследования убедительно доказали, что решающую роль в нем могут сыграть ситуационные факторы, включающие и личные качества исполнителей, и характер работы, особенности внешней среды и т.п.
В настоящее время умножения технологий управления человеческими ресурсами является важнейшей задачей повышения эффективности менеджмента. Среди технологий управления человеческими ресурсами видное место занимает лидерство, что позволяет в значительной степени повысить управляемость организациями посредством оказания влияния на персонал, основанного на нестандартных управленческих отношениях. В управлении проектами лидерство и соответствующий лидерский стиль управления является особенно продуктивными, поскольку позволяют в значительной степени повысить сотрудничество различных структур задействованных в реализации проектов, а также создать сильную специальную мотивацию персонала, ориентированную на проявление креативности, инициативы и самостоятельности в решении как типовых, так и нештатных управленческих задач.
Поскольку каждый проект выполняется организацией или рядом организаций, то, естественно, и лидерство является частью сложных управленческих процессов, осуществляемых различными организационными структурами. Иными словами, понятие лидерства связано с организацией как специализированным институтом для достижения общественно значимых целей.
Вследствие этого лидерство в управлении проектами всегда ориентировано на совершенствование организации и управления организацией. Поэтому развитие лидерского стиля управления основывается на развитии в этом направлении организации и свойственных им инструментов управления.
Управленческое лидерство, в отличие от общей проблемы лидерства, является исключительно предметом исследования науки управления. Здесь другие науки, их результаты используются только как вспомогательные материалы, позволяющие более рельефно отделить управленческое лидерство других типов.