Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Применение концепции ключевых компетенций предприятия для определения его конкурентных преимуществ
Если еще несколько лет назад успех предприятию и его конкурентные преимущества определялись, в первую очередь, более низким уровнем транзакционных издержек или хорошей комбинацией товар-рынок, то на сегодняшний день речь идет об обладании уникальными ресурсами, знаниями и компетенциями.
Компетенция характеризует повторяемую, тщательно спланированную возможность коллективного взаимодействия на предприятии, которое основывается на таком комбинировании имеющихся в распоряжении ресурсов для осуществления бизнес-процессов, соответствующих рыночным требованиям, что обеспечит предприятию устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Следует отметить, что предприятие может обладать большим количеством различных компетенций – маркетинговой, финансовой, административной и т.д., но для успешного противостояния конкурентам и формирования основы для стратегического конкурентного преимущества необходимо разделять понятия «обычная компетенция» и «ключевая компетенция».
Ключевая компетенция представляет собой специальную категорию организационной компетенции, содействующую предприятию в формировании и поддержании устойчивого стратегического конкурентного преимущества.
Кроме того, ключевая компетенция должна в долгосрочной перспективе противостоять возникающим угрозам на ресурсных и товарных рынках и поддерживать создаваемые предприятием блага и ценности. Все это требует уточнения конкретных показателей и критериев, описывающих процесс формирования и развития ключевой компетенции.
Аспект долгосрочности представляет собой один из важнейших критериев определения ключевой компетенций в силу определенных требований к уровню ее имитации. В принципе, компетенции имитируемы двумя способами. Первый способ заключается в попытке приобретения компетенции конкурентами. Второй способ представляет собой имитацию посредством самостоятельного развития компетенции конкурентами. При этом предприятие, обладающее предполагаемыми ключевыми компетенциями должно выигрывать за счет этих барьеров или попытаться такие барьеры создать. Речь в этом случае, как правило, идет о различных факторах, которые следует в дальнейшем различать как правовые, временные, затратные и ресурсные показатели неимитируемости компетенции.
Далее ключевая компетенция должна быть защищена от опасности субституции. Под субституцией следует понимать замену блага (материала) или фактора производства на другой материал или фактор. Благо в том случае является субститутом, если обеспечивает те же компоненты полезности. На уровне ресурсов опасность субституции заключается в возможности различных видов их конфигураций, с помощью которых оспариваются альтернативные пути реализации намеченной ресурсной позиции. Субституция угрожает ресурсам снижением их ценности, следствием чего может являться невозможность создавать для потребителя уникальную потребительскую ценность. Для обнаружения субституции могут быть использованы следующие технологические, временные ресурсные и затратные индикаторы.
Неимитируемость и незаменимость компетенций оказывают первичное воздействие на долгосрочность и способность защиты ключевых компетенций. Для того, чтобы стать ключевой, компетенции необходимо отвечать требованиям обеспечения потребительской полезности, а также способностью поддерживать предприятие и потребителей в реализации намеченной стратегии. С одной стороны, это может быть помощь предприятию в лидировании по показателю издержки. Индикаторами подобного потенциала могут являться затратные показатели полезности. С другой стороны, можно использовать ресурсы для формирования уникальной потребительской ценности и/или полезности, в этом случае на передний план выдвигаются показатели конкурентоспособности.
По мнению авторов, основным свойством ключевой компетенции выступает ее способность создавать полезность. Если с ее помощью формируется дополнительная ценность для потребителя, при этом в ее задачу входит содействие предприятию развитие факторов, влияющих на принятие решения о покупке потребителем, а, следовательно, и конкурентных преимуществах. Именно этот аспект не учитывали представители ресурсной концепции, концентрируясь на неповторимости ресурсов, а также их неимитируемости и незаменимости. Однако, показатели конкурентоспособности должны учитывать то обстоятельство, что ключевая компетенция содействует потребительской выгоде, лежащей в основе принятия потребителем решения и покупке или сокращающей ими издержки приобретения. Кроме того, компетенция может увеличивать гибкость стратегии предприятия, что позволит ему более быстро реагировать на изменение факторов маркетинговой среды.
Ключевые компетенции способствуют своевременному распознаванию потребностей потребителей, а также быстрому и гибкому реагированию на изменение рыночной позиции брэндов предприятия, что создает предприятию прочную платформу для формирования и развития долгосрочных конкурентных преимуществ. Тем не менее, это предполагает развитие такой корпоративной культуры и организационной структуры, которые бы благоприятствовали реализации различных процессов обучения на предприятии. Организационное обучение способствует более быстрому распространению информации на предприятии, что обеспечивает непрерывную реакцию на изменение потребностей потребителей. Таким образом, организационной обучение также может стать одним из показателей способности ключевой компетенции формировать потребительскую полезность.
Таким образом, рассмотренные выше свойства могут быть использованы в качестве основы для развития системы показателей и критериев, определяющих способность той или иной компетенции стать ключевой для предприятия. Однако, не следует забывать, что лишь комплексная оценка всех показателей и характеристик компетенции позволит принять верное решение о правильности выбора той или иной компетенции.
Если еще несколько лет назад успех предприятия и его конкурентные преимущества определялись, в первую очередь, более низким уровнем транзакционных издержек или хорошей комбинацией «товар-рынок», то на сегодняшний день речь идет об обладании уникальными ресурсами, знаниями и компетенциями. Такие понятия, как индивидуальные или организационные обучение и знания, а также компетенции и ключевые компетенции принадлежат к базовому словарю как научного сообщества, так и практиков.
По мнению автора, компетенция характеризует повторяемую, тщательно спланированную возможность коллективного взаимодействия, которое основывается на таком комбинировании имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов для осуществления бизнес-процессов, соответствующих рыночным требованиям, что обеспечивает ему устойчивую конкурентную позицию на рынке.
Следует отметить, что предприятие может обладать большим количеством различных компетенций – маркетинговой, финансовой, административной и т.д. Кроме того, компетенции могут быть полезны в различных ситуациях, но для успешного противостояния конкурентам и формирования основы для стратегического конкурентного преимущества необходимо разделять понятия «обычная» и «ключевая» компетенция.
Ключевая компетенция представляет собой специальную категорию организационной компетенции, содействующую предприятию в формировании и поддержании устойчивого стратегического конкурентного преимущества.
Предлагаемая автором модель формирования и развития ключевой компетенции предприятия включает в себя несколько этапов.
На первом этапе в зависимости от ситуации, сложившейся в окружающей среде, и от наличия информации о рынке предприятие аккумулирует необходимые ресурсы, в том числе персонал, обладающий определенными знаниями и способностями. В процессе решения различных задач индивидуальные знания и способности преумножаются и образуют банк данных коллективных знаний.
В модели формирования компетенции следует выделить два внутриорганизационных уровня:
индивидуальный уровень, в рамках которого следует отметить способность индивидуума эффективно использовать доступ к имеющейся информации и знаниям (например, в экспертной форме), селективно выбирать необходимую информацию в зависимости от принимаемого решения и интегрировать ее в критическую массу своих знаний, а также самостоятельно формировать стратегические навыки, знания и способности;
организационный уровень, на котором в рамках процессов аккумулирования и обучения индивидуальные компетенции посредством вовлеченности и взаимодействия сотрудников превращаются в способности, позволяющие предприятию в долгосрочной перспективе развивать устойчивые конкурентные преимущества. Среди наиболее востребованных следует выделить способности к инновациям, селекции, поддержке, комбинации, обеспечению и реконфигурации.
Коллективные и индивидуальные знания, а также личные навыки и способности формируют индивидуальную компетенцию каждого сотрудника. В свою очередь, индивидуальные компетенции, а также коллективные знания развивают динамические способности предприятия, основными из которых являются процессы обучения, репликации и реконфигурации.
На базе коллективных знаний и индивидуальных компетенций с приложением динамических способностей формируются организационные рутины, характеризующиеся набором обычных для предприятия формальных и неформальных процедур, который сохраняется, поддерживается, развивается и способствует стабильности функционирования предприятия.
На основе организационных рутин посредством процессов реорганизации, обусловленных требованиями рынка, формируются организационные компетенции, обеспечивающие стабильное развитие различных сфер деятельности предприятия.
В свою очередь, организационные компетенции должны отвечать определенным требованиям, в первую очередь, таким как долгосрочность, направленность на создание потребительской ценности, неимитируемость и незаменимость конкурентами; на их основе разрабатываются критерии и конкретные показатели, определяющие способность той или иной компетенции стать ключевой для предприятия.
Аспект долгосрочности представляет собой один из важнейших критериев определения ключевой компетенции в силу определенных требований к уровню ее имитации. В принципе, компетенции имитируются двумя способами.
Первый заключается в попытке приобретения компетенции конкурентами. Второй представляет собой имитацию посредством самостоятельного развития компетенции конкурентами. При этом предприятие, обладающее предполагаемыми ключевыми компетенциями, должно выигрывать за счет этих барьеров или попытаться такие барьеры создать. Речь в этом случае, как правило, идет о различных факторах, которые следует в дальнейшем различать как правовые, временные, затратные и ресурсные показатели неимитируемости компетенции.
По мнению автора, основным свойством ключевой компетенции выступает ее способность создавать полезность. Если с помощью такой компетенции формируется дополнительная ценность для потребителя, то в ее задачу входит и содействие предприятию в развитии факторов, влияющих на принятие решения потребителем о покупке его продукции, а, следовательно, и на повышение конкурентных преимуществ организации. Именно этот аспект не учитывали представители ресурсной концепции, концентрируясь на неповторимости ресурсов, а также на их неимитируемости и незаменимости.