Формирование позитивного имиджа, как гарантия успешной деятельности предприятия

В условиях усиления конкуренции на рынке важным элементом повышения конкурентоспособности предприятия является формирование ею позитивного имиджа. Только лишь улучшение качественных характеристик продуктов, услуг или снижение цены не является достаточной гарантией успеха деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. В данный момент все больше предприятий осознает, что информированность окружения о деятельности предприятия, роли в обществе является одним из важных инструментов эффективного управления.

В настоящее время рост внимания к проблеме формирования имиджа предприятия не случаен, так как сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. Но даже если фирма не работает над имиджем вообще, он все равно существует. В случае недостаточного внимания вопросу формирования имиджа представление о предприятии сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что оно будет адекватным и благоприятным для фирмы. При чем затраты на корректировку позиции имиджа будут куда значительнее, чем своевременные инвестиции.

Успех деятельности предприятия определенным образом зависит от имиджа. Существует множество определений понятия «имидж», которые рассматривают его с разных точек зрения:

  • имидж – это искусство «управлять впечатлениями»;
  • имидж – это специально спроектированный в интересах предприятия, что основывается на особенностях деятельности, внутренних закономерностях, свойствах, преимуществах, качествах и характеристик образа, который целенаправленно входит в сознание целевой аудитории, отвечает ее ожиданиям и отличает компанию от аналогичных;
  • имидж – это образ организации в представлении общественных групп;
  • имидж – это позитивный образ любой фирмы, который формирует стабильное конкурентное преимущество путем создания общего образа, репутацию, мнения общественности, потребителей и партнеров про престиж предприятия, его товары, услуги, послепродажный сервис.

Если обобщить, то имидж – это целенаправленно сформированный образ предприятия, наделяющий его индивидуальными чертами и придающий значимость для всех заинтересованных сторон.

На формирование имиджа оказывают влияние множество различных факторов:

  1. История организации. Как показывает практика, организации, чья история связана с какой-либо известной личностью или знаменательным событием, пользуются большей популярностью у населения. Однако и те учреждения, которые не обладают данным преимуществом, могут сами создать увлекательную «легенду» о своей организации, и распространить ее через средства массовой информации.
  2. Миссия организации является ее визитной карточкой. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.
  3. Личность руководителя и стиль управления. Руководителю необходимо обладать безупречной деловой репутацией, уникальными деловыми способностями, позволяющими повышать репутацию фирмы среди партнеров.
  4. Деловая репутация подразумевает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность отвечать по своим обязательствам.
  5. Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, ключевыми факторами, формирующими образ организации в глазах общественности.
  6. Фактор паблисити (рекламной известности) также важен, но его возможности используют не все предприятия в связи с недостаточностью финансовых ресурсов.
  7. Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, корпоративная цветовая гамма и пр.) выступает в качестве одного из главных средств создания имиджа организации.

Основой позитивного имиджа является доверие к компании, соответственно положительное ее восприятия. Каждая компания стремится к формированию положительного имиджа. Однако очень немногие руководители действительно занимаются работой, необходимой для построения имиджа и закладки фундамента безупречной репутации. Создание и поддержание сильного имиджа требует больших расходов, длительного времени, возникает противоречие между необходимостью постоянно иметь высокую прибыль и долгосрочными инвестициями в имидж, не дающими быстрой отдачи. Но надо понимать, что если однажды предприятие уступит рыночные позиции, то вернуться на них будет крайне сложно.

Для организации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.

Результатом создания позитивного имиджа станет повышение престижа организации среди различных групп населения. Например, стабильно высокое качество товаров укрепит интерес старых и привлечет новых клиентов. В свою очередь, это будет способствовать стимулированию спроса и повышению конкурентоспособности: увеличению продаж, а следовательно, и прибыли. Таким образом, вполне оправдывается утверждение, что сначала организация работает на имидж, а потом имидж работает на организацию.

Авторы – к.э.н. Величко А.А., Ростовская А.В., Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина, rusnauka.com