Механизмы повышения качества корпоративного управления

Компании с государственным участием представляют собой крупные промышленные предприятия, которые частично либо полностью принадлежат государству. В данном случае государство выступает как активный и осведомленный собственник, который вырабатывает оптимальную политику в отношении управления и распределения ресурсов с точки зрения соблюдения общенациональных интересов. Ярким примером госпредприятий могут служить такие гиганты как ВТБ, Сбербанк, Роснефть, РЖД, Газпром.

Развитие рынка и открытость экономики РФ приводят к акцентированию внимания к вопросам корпоративного управления со стороны российских компаний. Очевидно, что создание прогрессивной системы корпоративного управления в значительной степени способствует росту капитализации отечественного рынка, открывает доступ к внешним источникам финансирования, помогает выстраивать долгосрочные партнерские отношения, расширять бизнес.

Единой стратегии развития института корпоративного управления в государственных компаниях не просматривается. Система корпоративного управления в России не подчиняется аксиомам, присущим континентальной, азиатской либо американской модели. Это отличительная российская модель, которая заимствует черты существующих моделей, но адаптирована к условиям национальной экономики.

Ключевыми участниками действующей российской модели корпоративного управления в компаниях с государственным участием считаются совет директоров, независимый директор, профессиональный поверенный, Росимущество. Главным внутренним субъектом корпоративного управления является совет директоров. Однако его конкретные функции и роль в компании находятся в прямой зависимости от системы защиты прав инвесторов, структуры акционеров и концентрации собственности. Зачастую к компетенции Совета директоров относятся проведение разработка общекорпоративной стратегии развития бизнеса, анализ финансовой политики компании, организация внутреннего контроля и аудита, внедрение системы вознаграждения топ-менеджмента. В свете несовершенных систем вознаграждения, фактически привязывающих директоров формами и размерами компенсации к компании, совет директоров не может осуществлять объективный мониторинг ситуации. Поэтому сегодня компании тяготеют к включению в совет директоров независимых директоров. Независимый директор в компании с участием государства – сторонний эксперт, который лично не заинтересован в данном бизнесе (акции, премии, вознаграждения, опционы) и формально не входит в высший менеджмент организации. На независимого директора возлагается выполнение таких функций как определение стратегии предприятия, анализ результатов деятельности, риск-менеджмент, разработка мотивационных программ, соблюдение принципа прозрачности предоставления информации. В компетенцию независимого директора также входит проведение анализа потенциальной перспективности крупных сделок либо эмиссии ценных бумаг; сектор социальной ответственности; управление корпоративной культурой. Однако основная задача профессиональных директоров в госкомпаниях – развитие института корпоративного управления на основе мировых стандартов и принципов для повышения инвестиционной привлекательности компании и роста ее капитализации.

Одной из важных функций является предоставление профессиональных консультаций топ-менеджменту компании, контроль достоверности финансовой отчетности, публичное представление и повышение имиджа компании. Независимые директора работают на завоевание и укрепление доверия инвесторов к конкретному предприятию, формируя имидж транспарентной и продвинутой в вопросах корпоративного управления компании. Помимо этого, в структуру корпоративного управления компании с государственным участием включаются профессиональные поверенные. Это представители государства, которые транслируют решения правительства в сфере директивных вопросов.

Совершенствование механизмов корпоративного управления наиболее актуально для компаний с государственным участием. Для повышения уровня корпоративного управления необходимо подходить к этому процессу системно и уделять особое внимание таким вопросам, как четкое разграничение целей государства как акционера и регулятора; доведение сведений о целях государства как акционера до всех заинтересованных лиц; разработка стратегии взаимоотношений с другими акционерами; активное внедрение в жизнь тех компаний, где государство является акционером, внутренних документов, регулирующих использование инсайдерской информации, кодекса корпоративного управления; повышение уровня корпоративной социальной ответственности компаний с государственным участием; формирование в совете директоров специализированных комитетов; оценка деятельности совета директоров; повышение уровня информационной прозрачности государственных компаний до уровня компаний, прошедших процедуру листинга.

Особую роль в повышении качества корпоративного управления на предприятиях с государственным участием играет система мотивации. Сотрудники предприятия являются главным стратегическим ресурсом компании, поэтому система трудовой мотивации должна быть ориентирована на разработку и внедрение эффективных монетарных и немонетарных способов стимулирования персонала. Мотивация работы членов Совета директоров и лиц должна коррелироваться с показателями эффективности деятельности компаний, таких как чистая прибыль или рост капитализации, что позволит получить видимый эффект от действий управленческого аппарата компании.

Страхование ответственности для публичных компаний также позволит повысить эффективность управленческих решений, отбирать и воспитывать наиболее профессиональные, беспристрастные и авторитетные кадры в вопросах корпоративного управления.

На данный момент корпоративное управления в России обладает следующими характерными чертами: низкая защита прав инвесторов, недостаток опыта у российских компаний в применении законодательных норм, регулирующих корпоративное управление; высокая концентрация капитала в руках частных собственников и государства; наличие формальных институтов корпоративного управления. Ввиду этого, невозможно отнести РФ к какой-либо сложившейся модели корпоративного управления, присущей другим странам. Распространение практики избрания в советы директоров госкомпаний независимых управленцев и профессиональных поверенных в совокупности с общим улучшением практики корпоративного управления могло бы положить начало трансформации существующей модели управления в более перспективном направлении. Кроме того, внедрение дееспособной системы мотивации способно в значительной мере улучшить деловой климат на предприятиях с государственным участием и поднять качество корпоративного управления на новый уровень.

Источник:

Поздняков К.К. Механизмы повышения качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием // Actualscience. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 113-115.