Качество обучения: проблемы и перспективы

Существенным результатом формирования рыночных отношений является актуализация проблем формирования и рационального использования профессионального и образовательного потенциала России. Ослабление государственного регулирования взаимодействия системы профессионального образования и профессиональной деятельности привело к рассогласованию спроса и предложения рабочей силы по объемам, структуре и качеству. Рынок образовательных услуг и рынок труда оказались практически несвязанными. Снижение профессионального потенциала страны и престижа профессионального образования делает проблему управления качеством человеческих ресурсов наиболее актуальной как в аспекте общей стратегии формирования социально-профессиональной конкурентоспособности, так и в аспекте обеспечения эффективной занятости.

Сегодня на мировом рынке труда конкурентоспособность работника поддерживается профессиональной компетентностью, широким социальным кругозором, гибкостью и пластичностью поведения, высоким уровнем индивидуальной активности в сфере труда. Социальная и профессиональная мобильность работника напрямую связана с уровнем его психологической готовности к деятельности в условиях конкуренции и нестабильности рынка труда. Важнейшим элементом системы формирования и рационального использования кадрового потенциала является поддерживающая функция социальной системы, реализующаяся через распределенную систему оптимизации процессов профессионального обучения и обеспечения занятости. Рассогласование элементов данной системы, наблюдающееся в настоящее время, нарушает комплексный взаимно детерминированный характер формирования качества профессионального ресурса.

Значение и эффективность государственного управления и поддержки качества кадрового потенциала продемонстрировали Япония, Южная Корея, европейские государства, где осуществлялись крупные инвестиции в образование с ориентацией на новейшие технологии, обеспечивалась высокая сбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда. Сегодня многие транснациональные корпорации тратят на подготовку кадров свыше 10% фонда заработной платы. Практика показывает, что чем выше уровень технического развития, тем больше требуется затрат на профессиональное обучение кадров, имеющее, как правило, опережающий характер. Серьезное внимание в большинстве стран уделяется профессиональной переподготовке безработных и незанятого населения, обеспечению их интеграции в сферу трудовой деятельности, на что выделяются достаточно большие средства: например, во Франции используются 5,34% от фонда заработной платы, в то время как в России - всего лишь 1,5%.

Качество кадрового потенциала не может быть обеспечено только на экономическом уровне. Не в меньшей степени оно определяется политикой, проводимой государственными органами, руководителями фирм, образовательных структур в области организации и управления качеством профессионального образования. Общая стратегия в формировании и рациональном использовании кадрового потенциала связана с формированием комплексной многоуровневой системы подготовки кадров, обеспечивающей основные элементы качества: профессиональную готовность, социально-психологическую готовность и условия эффективной занятости.

В общем случае, качество определяется как совокупность свойств товара или услуги, удовлетворяющих требованиям потребителя. Принципиально важным является связь качества с потребителем или с моментом использования качества, что позволяет рассматривать качество, недоступное потребителю, или нереализованное качество как “вещь в себе”, а ресурсы, затраченные для достижения данного уровня качества, оценивать как прямые убытки. Поэтому, говоря о качестве работника, необходимо обеспечивать его реализацию в профессиональной деятельности. Будем рассматривать понятие качества работника как совокупность характеристик, обеспечивающих сохранение готовности к осуществлению заданной системы социально-трудовых функций и достижению заданных качественно-количественных параметров товара или услуги. Исходя из данного понимания, можно определить понятие качества обучения как совокупность целефункциональных характеристик системы обучения, обеспечивающих формирование готовности работника к осуществлению заданных социально-трудовых функций и возможности эффективной занятости работника. Учитывая взаимную детерминированность качества товаров и услуг качеством работника, а его - качеством обучения, а также динамический характер взаимной обусловленности, можно говорить о системной детерминации качества обучения.

Соответствие выделяемого элемента “профессиональная готовность” требованиям потребителя или заданному уровню (стандарту) обеспечивается на уровне используемых образовательных технологий, подготовленности преподавательского состава и независимой системы оценки профессиональной готовности работника в соответствии с системой критериев. “Социально-психологическая” готовность определяет индивидуальный потенциал формирования и реализации качества и предполагает сформированность профессиональной ориентации (направленности), когнитивной готовности, ценностно-мотивационной готовности, коммуникативной готовности и социальной компетентности.

Сбалансированность элементов обеспечивается системой оптимизации процесса обучения и трудоустройства, использующей как индивидуальный потенциал занятости работника, так и возможности государственного регулирования поведения работника на рынке труда. Деятельность данной системы может быть определена как управление качеством обучения и предполагает:

  • знание запросов потребителей для определения целей и задач;
  • определение фактических показателей качества подготовки;
  • определение средств и методов обучения (определения способов достижения качества обучения);
  • выявление вспомогательных показателей качества;
  • определение методов контроля и анализа качества подготовки кадров и соответствующих управляющих воздействий.

Настоящая ситуация в сфере профессионального образования характеризуется широкой вариативностью форм подготовки. Это подготовка кадров на производстве, внутрифирменное обучение, получение профессиональной подготовки в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, что требует внедрения единых образовательных стандартов. Следует отметить, что образовательные стандарты, как и всякие нормы, релятивны и, определяя лишь нижнюю границу стандартизации уровня подготовленности кадров, они должны обеспечивать достаточно широкие возможности для реализации более высокого стандарта выполнения деятельности.

Сегодня становится очевидным, что медленная реакция системы образования на проблему качества обучения неизменно приведет к дальнейшему снижению профессионального потенциала страны, к снижению конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда и, в конечном счете, к несоответствию отечественных товаров международным стандартам качества. Безработица как результат формирования рыночных отношений стала реальным фактором, определяющим новую основу взаимодействия системы образования и профессионально-трудовой сферы, создала необходимость в новых формах профессиональной переподготовки, восстановления качества работника в соответствии с новыми условиями реализации трудового потенциала. Была сформирована практически новая по идеологии, формам и методам профессиональной подготовки система обучения - система профессионального обучения безработных и незанятого населения. Именно в рамках этой системы реализуется системный подход к формированию качества работника, которое оценивается в отношении к перспективе эффективной занятости и определяется не только уровнем профессиональной подготовленности, но и уровнем его социально-психологической готовности.

Важное значение для обеспечения качества обучения и управления качеством имела организация обучения специалистов и руководителей Федеральной службы занятости РФ, как внутри страны, так и за рубежом, разработка новых обучающих технологий на базе компьютерной техники, внедрение модульного обучения.

Современная ситуация в сфере занятости предъявляет повышенные требования к качеству обучения, эффективности образовательных технологий, использованию профориентационной и психологической поддержки процесса профессиональной переподготовки, мероприятий по профессиональной и социальной реабилитации безработных и незанятого населения. Адаптивность системы профессиональной переподготовки обеспечивается на всех уровнях, а именно:

  • содержание подготовки ориентируется на качество работника, совершенствование не только его профессиональных качеств, но и его социальной компетентности, способности к профессиональной и социальной мобильности;
  • осуществляется переход от периодической профессиональной переподготовки к разработке и реализации долгосрочных программ профессионального развития в течение всей трудовой жизни;
  • существенное расширение квалификационных уровней подготовки;
  • усиление направленности на закрепление полученных теоретических знаний навыками практической работы.

Другой фактор модернизации системы профессионального образования сформировался в сфере малого и среднего бизнеса. Мировой и отечественный опыт убеждают, что развитие и активная деятельность этого сектора экономики определяют благосостояние населения страны. В малый бизнес приходят люди, неимеющие специальной подготовки, навыков, информации, необходимых психологических качеств. Для повышения качества работы малого предприятия необходима инфраструктура поддержки малого предпринимательства, элементами которой являются бизнес-школы, консалтинговые фирмы, инвестиционные фонды, государственные учреждения занятости, фонды поддержки предпринимательства, лизинговые компании, инновационные центры. Понятно, что эффективность деятельности предпринимательских структур обеспечивается и развитием соответствующей образовательной подсистемы, позволяющей обеспечить весь цикл формирования малого предприятия от теоретической подготовки до формирования структуры, создания рабочих мест. В настоящее время эта задача решается в системе “бизнес-центр+бизнес-инкубатор”.

В отличие от других структур, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в Саратовской области и оказывающих отдельные виды услуг (обучение, консалтинг, разработка бизнес-планов, офисное обслуживание, информационное обеспечение), в бизнес-инкубаторе Поволжского межрегионального учебного центра оказывается весь комплекс услуг по поддержке малого предпринимательства, что позволяет реализовать принцип комплексности, который лежит в основе качества обучения.

Предпринятый выше анализ проблем качества обучения показал многоаспектность этой проблемы, сложную системную детерминацию механизмов реализации качественного обучения. В то же время качество обучения, качество трудовых ресурсов должны быть в основе государственной политики в сфере профессионального образования и занятости и определять стратегию развития человеческих ресурсов.