Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Проблемы анализа управляемости в производственных процессах
С учетом современных требований к развитию систем управления в последние годы были достаточно широко развернуты исследования в области совершенствования организационных структур управления, которые охватывали:
- разработку организационных систем оперативного управления предприятиями, фирмами и промышленными комплексами с различной формой собственности;
- разработку генеральных схем оперативного управления различными отраслями народно-хозяйственного комплекса страны;
- разработку и развитие форм оперативного управления территориального, регионального и местного значения;
- развитие организационных форм и методов оперативного управления комплексными целевыми национальными, государственными и отраслевыми научно-техническими программами;
- совершенствование и развитие систем межотраслевого и межфункционального управления в переходной период и в условиях рынка.
Важной особенностью проводимых исследований стала их тесная связь с решением конкретных проблем организации оперативного управления общественным промышленным комплексом.
С теоретической точки зрения в процессе исследований был получен и проверен на практике целый ряд научных результатов. Среди важнейших из них можно отметить:
- определение основ описания и анализа организационных структур оперативного управления как самостоятельного объекта научного исследования;
- выявление закономерностей построения этих структур, накопление и обобщение обширного эмпирического материала, подтверждающего эти закономерности;
- разработку системно-целевого подхода в проектировании систем оперативного управления сложными промышленными, торговыми социально-экономическими объектами;
- разработку организационных форм программно-целевого управления матричного типа;
- разработку формальных и неформальных процедур и методов формирования организационных структур систем оперативного управления.
Анализ сложившихся и вновь формируемых организационных структур оперативного управления с точки зрения современных требований и научных критериев указывает на то, что они обладают рядом положительных свойств:
- в значительной степени отражают целевую функцию и территориальное распределение (размещение) производства;
- основаны на глубокой и достаточно обоснованной функциональной специализации;
- обеспечивает возможность решения первоочередных задач и нормативно-методического регулирования деятельности всех производственных звеньев.
В силу действия ряда объективных факторов и специфических организационных недоработок возникли и продолжают обостряться определенные противоречия и негативные тенденции. Наиболее существенные из них можно считать следующие:
- несбалансированность полномочий и ответственности по принятию решений и распоряжению ресурсами, что приводит к падению производства;
- недостаточная эффективность форм и методов координации взаимодействия, что приводит к нарушению обеспечения и снижению производительности труда;
- неадекватность в ряде случаев организационного и экономического механизмов, резко снижающая эффективность экономических мероприятий.
Методологические основы систем целевого подхода к формированию организационных структур оперативного управления включают следующие основные положения:
во-первых, организационная структура системы оперативного управления рассматривается как универсальная сложная характеристика регулирования производственно-хозяйственной среды. Это требует, в свою очередь, четкого выделения границ организации; определения общего назначения, конкретных целей и задач; описания и анализа ее внешней среды: выяснения связей между производственно-технологической и административно-управленческой сторонами организации, выявления распределения полномочий и ответственности между данной организацией и альтернативными;
во-вторых, исходной базой построения организационной структуры оперативного управления является целевая ориентация всех элементов системы. В этой связи необходимым этапом анализа и синтеза организационных структур является определение и формулирование целей организации в их целостной системе, их декомпозиция по строго выбранным признакам и структуризация. Таким путем достигается сбалансированное распределение задач, прав и ответственности между уровнями и звеньями аппарата управления, обеспечивающее эффективное достижение конечных целей производственно-экономического, научно-технического и социального развития;
в-третьих, формой проявления организационных отношений управления служат связи между обособленными звеньями и уровнями организационной системы, состав и последовательность которых в рамках заданных отношений могут быть многообразными. Поэтому рассмотрение организационных структур как предмет рационального проектирования должно включать не только определение состава элементов (звеньев) и уровней аппарата управления, их общих задач и субординации, но и построения конкретных организационных механизмов достижения поставленных целей, то есть определение и регламентацию содержания и последовательности связей между организационно обособленными звеньями системы;
в-четвертых, творческий характер процесса принятия и реализации управленческих решений ограничивает сферу формальной регламентации и типизации организационных отношений и связей. Поэтому важнейшим требованием к построению организационной структуры должно стать достижение ее необходимой гибкости, обеспечивающей приспособление к реальному разнообразию объективных условий, возникающих в процессе функционирования производственно-хозяйственной системы;
в-пятых, анализ и построение организационной структуры управления не могут сводиться к решению однокритериальной формализованной задачи методами одной научной дисциплины. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения, а их решение обязательно предусматривает обязательное использование совокупности формальных и неформальных методов, включающих организационное моделирование, методы структуризации целей, аналогий, экспертологические и т.д. Их применение требует разработки специального методического подхода и аппарата, который был бы использован при проектировании конкретных организационных структур управления.
Процесс развития производственно-хозяйственных организаций, изменение их целей, ускорение научно-технического прогресса выдвигают как новые проблемы организации управления, так и новые подходы к их решению.
Предлагаемый в работе, как основной (базовый), системно-целевой метод проектирования организационных структур систем оперативного управления имеет свои особенности, заключающиеся в следующем:
- определяется система целей производственно-хозяйственной организации и разрабатывается их структура;
- функции управления формируются в непосредственном соответствии со структурой целей;
- осуществляется не только технологическое и информационное, но и организационное моделирования процессов управления;
- разрабатывается полный организационный механизм выполнения функций управления на всех уровнях структуры;
- проектируются организационные формы не только линейно-функционального, но и программно-целевого управления.
Эта методика обладает определенными преимуществами по сравнению с другими подходами. К таким преимуществам можно отнести возможность обеспечить максимальное соответствие структуры оперативного управления производственным требованиям и условиям, использовать разнообразные организационные формы, учитывать наиболее прогрессивный организационный опыт, соединить процесс проектирования структуры с ее освоением.
Специфические условия оперативного управления современными сложными системами различного назначения требуют учета взаимопереплетающихся многих факторов множества вариантов для возможных решений. К примеру, современное производственное предприятие – это не только система машин, соединенных посредством того или: иного технологического процесса. Это, прежде всего, коллектив людей, связанных между собой определенными социально-экономическими отношениями, которые в свою очередь обусловлены господствующим в данном обществе способе производства. Производственное предприятие предстает в этом случае в качестве сложной комбинации технических, материальных ресурсов. Всякий реальный производственный коллектив является сложным «совокупным рабочим организмом», или, иначе говоря, сложной гетерогенной системой из двух групп разнородных компонентов - вещественных и людских. И если первые объединяются в технико-технологическую систему, то вторые составляют его социальную организацию.
В объективной действительности эти две системы (технико-технологическая система и социально-организационная система предприятия) существуют лишь в органическом единстве друг с другом. Любое производственное предприятие включает в качестве неотъемлемой составной части своего реального механизма сложные социальные образования, формы, явления, представляющие собой существенный фактор изменения экономической субстанции производства. Сложный и многообразный круг проблем, относящихся к организации управления с одними лишь технологическими системами.
Функция правления в общественном производстве, представляющая собой не что иное как хозяйственное руководство, неразрывно связана с кооперацией труда, которая предполагает, во-первых, наличие разделения процессов труда между несколькими работниками, то есть участие в труде (производстве продукции, достижении конечной цели, научном поиске) несколько лиц; во-вторых, наличие прямой связи этих лиц.
Обязательным условием «прямой» связи работников друг с другом в процессе труда является наличие отношений по поводу собственности (индивидуальной или коллективной).
Таким образом, управление производством, будучи следствием кооперации труда, связано с отношениями по поводу разделения труда и распределения продуктов труда в соответствии с количеством затраченного труда. Отсюда, в современном обществе, где каждый работник, как правило, является собственником средств производства, процесс управления должен выражать интересы самих работников, сознательно и целенаправленно организующих данное производство.
Сложное многоотраслевое производство среднего завода требует одновременно с единоначалием, т.е. с централизацией управления, вовлечение в этот процесс широких масс трудящихся, развития их творческой инициативы и предпринимательства.
Принципиально новое значение субъективных факторов в управлении экономикой выражается в сознательной, целенаправленной, организационной деятельности людей, руководствующихся познанными законами экономического развития, Такое управление должно зиждиться на основе объективных закономерностей, но при всем громадном значении и преимуществах объективных экономических законов они не реализуются автоматически. Решающее значение приобретает практическая реализация объективно действующих экономических законов, что в свою очередь, предопределяет роль субъективных факторов. Управление - не самоцель. Его задачи определяются системой производства. Основная цель в процессе хозяйственного управления может включать в себя соподчиненные цели, которые в зависимости от конкретной ситуации выступают на первое место. Процесс управления производством является целенаправленной деятельностью. Цель выступает здесь как документально зафиксированное предвосхищение результатов деятельности, как конечный этап многочисленных операций и процедур в ходе процессов управления.
Отношения управления производством - сложные организационные, экономические, правовые, социальные связи, возникают там, где существует кооперация труда. Как только появляется разделение и кооперация труда, возникает объективная необходимость согласования усилий всех работающих для достижения поставленных целей и прогнозных условий.
Таким образом, управление производством - это сложный, непрерывный социально-экономический и организационно-технический процесс воздействия управляющей системы на конкретно управляемый объект (цех, отдел, предприятие, фирма, корпорация и т.д.), осуществляемой по определенной технологии с помощью системы методов и технических средств, в целях достижения управляемой системой заданных технико-экономических и социальных показателей.
Организационный механизм такой системы систем представляет собой совокупность конкретных отношений между людьми. Эти отношения состоят из многообразных организационных информационных связей, процесс взаимодействия различных элементов, звеньев управляющей подсистемы, возникающей внутри субъекта управления, между субъектом и объектом управления, между управляющими подсистемами разных уровней. Такой механизм выражается посредством осуществляемых в процессе совместного труда согласования, координацией действий всех его участников и выполнения процедур, направленных на осуществление поставленной цели и достижение конкретных задач производственной системой.
Функция управления общественным производством на любом уровне -сложная комплексная система. В структурном плане она включает в себя органы управления, систему коммуникаций, технику управления, информационную систему, организационную технологию, нормативные акты или процедуры управления.
Процесс управления предполагает разработку целей и задач управления, его принципов и методов.
При функционировании системы процессы управления проходят различные этапы: маркетинг, прогнозирование, планирование, оперативное руководство, учет, контроль, реализация. Управление имеет сложную структуру, его органы и процессы различны на разных уровнях. В процессе управления постоянно приходится учитывать и согласовывать экономические, технические, организационные, социологические, психологические и политические аспекты. Важнейшей функцией управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности предприятия и производственных процессов в единое целое.
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям, коренные демократические преобразования во всей экономической жизни страны решительным образом изменяют сферу функционирования государственных предприятий. С этой точки зрения каждое предприятие ежедневно сталкивается с новыми трудностями и возможностями, оно вынуждено в новых условиях учиться заблаговременно реагировать на изменение окружающей среды и не упускать имеющиеся возможности.
С точки зрения управления большое значение имеет сам факт необходимости приспособления предприятия как «открытой» системы к более динамичным, неопределенным внешним воздействиям. При этом не столь важно, чем конкретно вызывается повышение динамичности внешней среды. Важно то, как к этим изменениям приспособиться. Для современного предприятия «значительное уменьшение доли государственного заказа», посредством которого гарантировались сбыт и материально-техническое обеспечение производства - это дополнительные трудности: необходимость поиска для себя заказчика, потребителя продукции, конкуренция и т.д. И в этом требуется совершенствование форм и методов изучения рынка, рекламы продукции, ее сертификации и лицензирования, а значит и развитие функции управления. Как только наши предприятия были поставлены в такого рода условия, они начали искать адекватные их задачам формы развития функций оперативного управления, и в этом поиске, а также в собственных разработках, учет методик и конкретного опыта организации работы в своей стране и за рубежом могут внести определенный вклад в продвижение по правильному пути.
Известно, что основным условием повышения эффективности функционирования любой системы является «системный подход». И так же как изменение ячейки (элемента) не может существенно менять структуру, точно так же изменение одной структурной единицы не может существенно влиять на внутреннее состояние системы.
Производственная система характеризуется достаточно большим множеством не сводимых друг к другу организационных структур, выступающих определенной частью самой производительной системы и являющихся системами более высокого порядка. Каждая из этих организационных структур (сечений системы) представляет собой совокупность номенклатуры элементов, их отношений и связей с определенными производственными признаками, сущность которых заключается в представлении субъектом желанных результатов своей деятельности, сформулированных с учетом реальных потребностей. Такая целенаправленность присуща только организационным структурам производственных процессов, содержащим в своем составе в качестве элементов отдельные личности, коллективы людей или объекты, подверженные целенаправленному воздействию человека.
В свое время изложенная концепция привела к постановке проблемы в виде комплексной автоматизации технологических процессов, создания автоматизированных систем управления технологическими процессами и на их основе гибких производственных систем, являющихся системами высшего порядка сложности, которые представляют собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, образующих особое единство с окружающей социальной средой. Такая система в целом обладает свойствами, которых не имеет ни один из составляющих ее элементов. Каждый элемент в ней является организационной структурой, входящей в систему более высокого порядка, которая, в свою очередь, выступает как система более низкого порядка, образуя таким образом целевую иерархию.
Базовым структурным элементом такой системы становится не отдельно взятая функция или вид деятельности, а межфункциональное линейное подразделение (команда или группа), которая должна отвечать за выполнение всего набора функций для достижения конечного результата.
Такой подход обладает целым рядом важных преимуществ:
во-первых, быстрое осуществление действий по принятию экстренных решений при локализации постоянно возникающих воздействий окружающей социальной среды;
во-вторых, сосредоточение комплекса функций в «одних руках», обеспечивающее бесперебойное функционирование производства;
в-третьих, разделение труда между работающими в ограниченном пространстве, обеспечивающее повышение профессионального уровня и деловой квалификации специалистов, способствующее общему расширению знаний в рамках специализированного подразделения в ходе постепенного накопления опыта работы;
в-четвертых, быстрая реализация принимаемых решений, взаимодействие между разными уровнями управления «по вертикали» на основе обратной связи;
в-пятых, маневрирование производственными, трудовыми и материальными ресурсами, мобилизация имеющихся ресурсов для решения задач, формируемых и реализуемых внутри системы и принимаемых на верхнем уровне.
Такая структура оказывается чрезвычайно устойчивой в оперативном управлении не только гибкими производственными системами, но и крупными промышленными предприятиями, где она позволяет достичь высокого уровня использования имеющихся резервов. Она обеспечивает высокую степень децентрализации оперативного управления производством и создает благоприятные условия для нормального функционирования производства в условиях воздействия возмущений окружающей социальной среды.
При любой реконструкции производственной системы, совершенствовании системы оперативного управления или проектирования новых организационных структур резко возрастает число возникающих организационно-производственных вопросов, требующих безотлагательного и действенного решения. И от того, насколько совершенной, способной обрабатывать и осмысливать поток информации является организационная структура системы оперативного управления, зависит эффективность принимаемых решений, а значит производственной деятельности в целом. В этих целях разработан общий подход проектирования и критерии, позволяющие дать объективную оценку любой организационной структуры системы оперативного управления производством. Критерии разработаны на основе экономических законов и социальных закономерностей, а суть их заключается в следующем:
первый критерий - степень способности обеспечить повышение нормы прибыли за счет повышения производительности труда, являющейся в условиях рынка важнейшим показателем деятельности любого промышленного предприятия;
второй критерий - степень способности (возможности) создать условия для повышения суммы (величины) прибыли за счет ускорения технического, технологического и организационного развития производства на основе активизации творческой деятельности;
третий критерий - степень способности быстро реагировать на изменения окружающей социальной среды и в соответствии с этим осуществлять организационные действия, направленные на своевременную и качественную перестройку производства;
четвертый критерий - степень способности обеспечить рост производительности труда за счет применения форм и методов социального обустройства производственных коллективов (организации, фирмы и т.п.);
пятый критерий - степень эффективности системы технологического и производственного контроля;
шестой критерий - темпы роста или динамика технического развития производства;
седьмой критерий - степень социальности и нравственности в системе оперативного управления;
восьмой критерий - степень конвергенции и обновления, то есть способность «неродственных элементов» оргструктуры приобретать в процессе совершенствования сходные черты организационного строения;
девятый критерий - степень взаимозависимости функциональных элементов организационной структуры оперативного управления в процессе производства;
десятый критерий - степень определенности в прогнозировании и планировании хода производственных процессов.
Перечисленные основные критерии характеризуют степень способности организационной структуры оперативного управления обеспечить повышение эффективности производства за счет роста производительности труда, снижения издержек производства, максимально возможного использования имеющихся технических, материальных и трудовых ресурсов при минимальных энергетических затратах и резком улучшении качества выпускаемой продукции в расчете на наибольший спрос конкретных потребителей, диктуемых условиями, адекватными рыночным отношениям.
Проведенный анализ закончим выводом о том, что организационная структура системы оперативного управления производственной системы может считаться достаточно эффективной в том случае, если она позволяет эффективно использовать не только имеющиеся ресурсы, но и обеспечить активный систематический поиск возможностей дальнейшего ускорения технического развития производства на основе реализации новейших достижений научно-технического прогресса, которые повысят производительность труда и качество выпускаемой продукции при одновременном снижении издержек производства.