Депозитарная система

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность депозитарной системы в Украине, является Закон Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» с изменениями, внесенными согласно закону N 853-IV (853-15) от 22.05.2003 г.). Этот Закон определяет правовые основы обращения ценных бумаг в Национальной депозитарной системе и особенности электронного обращения ценных бумаг в Украине.

Согласно ст. 1 указанного Закона, депозитарная деятельность – это предоставление услуг относительно сохранения ценных бумаг независимо от формы их выпуска, открытие и ведение счетов в ценных бумагах, обслуживание операций на этих счетах (включая клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг) и обслуживание операций эмитента по выпущенным им ценным бумагам.

Помимо термина «депозитарий» используют также термин «кастодиан» (англ. custodian), т.е. организация, занимающаяся депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, по поручению клиента принимающая в доверительное хранение ценные бумаги; услуги хранителя обычно не предусматривают проведение торговых операций с ценностями клиента. В большинстве стран не существует отличий между депозитарной и кастодиальной деятельностью. Поэтому термин «кастодиан» выступает синонимом термина «депозитарий». Серьезные отличия между этими институтами существуют лишь на рынке ценных бумаг США, где кастодианы (в отличие от депозитариев, которые обычно обслуживают только профессиональных участников рынка и оказывают им ограниченный набор услуг по хранению ценных бумаг) оказывают разнообразные услуги (в том числе по расчетам по сделкам, по получению дивидендов, по представлению акционеров на собраниях акционеров и т. д.) широкому кругу инвесторов.

Статья 2 Закона определяет структуру Национальной депозитарной системы. Согласно положениям этой статьи, Национальная депозитарная система состоит из двух уровней. Нижний уровень – это хранители, которые ведут счета собственников ценных бумаг, и регистраторы собственников именных ценных бумаг. Верхний уровень – это Национальный депозитарий Украины (далее – Национальный депозитарий) и депозитарии, которые ведут счета для хранителей и осуществляют клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг.

Обслуживание оборота государственных ценных бумаг, в том числе депозитарную деятельность относительно этих бумаг, осуществляет Национальный банк Украины. Особенности осуществления депозитарной деятельности с государственными ценными бумагами устанавливаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с Национальным банком Украины.

Сферой деятельности Национальной депозитарной системы является:

  1. стандартизация учета ценных бумаг в соответствии с международными стандартами;
  2. унификация документооборота относительно операций с ценными бумагами и нумерация ценных бумаг, выпущенных в Украине, в соответствии с международными стандартами;
  3. ответственное хранение всех видов ценных бумаг как в документарной, так и в бездокументарной формах;
  4. реальная поставка или перемещение со счета в ценных бумагах с одновременной оплатой денежных средств соответственно распоряжениям клиентов;
  5. аккумулирование доходов (дивидендов, процентных выплат и выплат по погашению и т.п.) относительно ценных бумаг, взятых на обслуживание системой, и их распределение по счетам;
  6. регламентация и обслуживание механизмов займа и залога для ценных бумаг, которые берутся на обслуживание системой;
  7. предоставление услуг относительно выполнения обязанностей номинального содержателя именных ценных бумаг, которые берутся на обслуживание системой;
  8. разработка, внедрение, обслуживание и поддержка компьютеризированных систем обслуживания оборота счетов в ценных бумагах и осуществление денежных выплат, связанных с банковскими и/или другими системами денежного клиринга на ежедневной или другой регулярной основе.

Для обеспечения функционирования единой системы депозитарного учета в форме открытого акционерного общества создается Национальный депозитарий. Уполномоченным органом управления долей государства в уставном фонде Национального депозитария является Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. На этапе создания Национального депозитария государство, исходя из финансовых возможностей, принимает меры относительно его создания, предусматривая на это соответствующие средства. Доля государства в уставном фонде Национального депозитария может быть отчуждена другим акционерам не раньше чем через два года после его создания.

К компетенции Национального депозитария относится:

  • стандартизация депозитарного учета согласно международным нормам;
  • стандартизация документооборота по операциям с ценными бумагами и нумерация (кодификация) ценных бумаг, выпущенных в Украине, согласно международным нормам;
  • установление отношений и налаживание постоянного взаимодействия с депозитарными учреждениями других стран, заключение как двусторонних, так и многосторонних соглашений о прямом членстве или корреспондентских отношений для обслуживания международных операций с ценными бумагами участников Национальной депозитарной системы, контроль за их корреспондентскими отношениями с депозитарными учреждениями других стран.

Порядок осуществления денежных расчетов по операциям с ценными бумагами в Национальном депозитарии устанавливается Национальным банком Украины по согласованию с Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

В название других депозитариев запрещается включать слова «национальный» или «центральный».

Целесообразно рассмотреть порядок регулирования деятельности Национальной депозитарной системы.

Согласно ст. 15 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» порядок и условия осуществления депозитарной деятельности участниками Национальной депозитарной системы устанавливаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Для осуществления любого из видов депозитарной деятельности участникам Национальной депозитарной системы выдается отдельное разрешение.

Для осуществления клиринга и расчетов по соглашениям с ценным бумагам депозитарий может получить соответствующее разрешение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Порядок предоставления такого разрешения утверждается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Разрешение на осуществление депозитарной деятельности коммерческим банкам предоставляется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины.

Согласно ст. 17 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы осуществляет Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, а также в границах полномочий, определенных законодательством Украины, - Национальный банк Украины, Министерство финансов Украины и прочие государственные органы.

Статья 18 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» устанавливает определенные ограничения относительно участия работников прямых участников Национальной депозитарной системы и государственных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы, в профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В частности, работникам прямых участников Национальной депозитарной системы и государственных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы, запрещается осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, быть основателями или участниками юридических лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, выполнять любую оплачиваемую работу для этих лиц, кроме преподавательской. Работникам прямых участников Национальной депозитарной системы и государственных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы, запрещается использовать информацию относительно ценных бумаг, к которой они имеют доступ, для заключения соглашений относительно ценных бумаг в собственных интересах.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может установить отдельный порядок регистрации соглашений относительно ценных бумаг, одной из сторон которых являются работники прямых участников Национальной депозитарной системы и государственных органов, которые осуществляют контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы, или члены их семей.

Перечень должностей и работ, выполняемых работниками прямых участников Национальной депозитарной системы и государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью Национальной депозитарной системы, которые обязаны ежегодно подавать Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку сведения о ценных бумагах, находящихся в собственности этих работников и членов их семей, утверждается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

В случае выявления недобросовестного использования информации, к которой работник Национальной депозитарной системы имел доступ, соглашение относительно ценных бумаг, заключенное с использованием этой информации, признается недействительным в судебном порядке.

Виды депозитарной деятельности и ее субъекты. Статья 6 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» определяет виды депозитарной деятельности.

Юридические лица, которые в соответствии с этим Законом являются участниками Национальной депозитарной системы, осуществляют такие виды деятельности:

  • хранение и обслуживание оборота ценных бумаг на счетах в ценных бумагах и операций эмитента относительно выпущенных им ценных бумаг;
  • клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг;
  • ведение реестров собственников именных ценных бумаг.

Статьи 7-9 Закона конкретизируют нормативные положения, касающиеся перечисленных видов депозитарной деятельности. Рассмотрим эти положения.

Деятельность, связанная с хранением ценных бумаг и учетом прав собственности на них, осуществляется на основании одного из следующих документов:

  • договора об открытии счета в ценных бумагах, который заключается собственником ценных бумаг с избранным им хранителем;
  • депозитарного договора, заключаемого между хранителем и депозитарием;
  • договора об обслуживании эмиссии ценных бумаг, который заключается между эмитентом и избранным им депозитарием.

Договоры об открытии счета в ценных бумагах, депозитарные договоры и договоры об обслуживании эмиссии ценных бумаг должны отвечать требованиям типовых договоров, утвержденных Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

В договоре об открытии счета в ценных бумагах, выпущенных в документарной форме, определяется способ хранения ценных бумаг (коллективный или индивидуальный).

Именные ценные бумаги, которые находятся в коллективном хранении на счетах собственников у хранителя и не учтенные на счетах хранителя в депозитарии, подлежат обязательному занесению в реестр собственников именных ценных бумаг на имя хранителя как номинального держателя.

Именные ценные бумаги, которые находятся в коллективном хранении на счетах в ценных бумагах хранителей в депозитарии, подлежат обязательному занесению в реестр собственников именных ценных бумаг на имя депозитария как номинального держателя.

В договоре об открытии счета в ценных бумагах определяются условия ведения счета собственника ценных бумаг, порядок проведения операций эмитента, порядок предоставления учетной и финансовой информации хранителем, а также условия оплаты его услуг и т.п.

В депозитарном договоре устанавливается право хранителя передавать депозитарию исключительно ценные бумаги, которые находятся на коллективном хранении, порядок осуществления операций депозитарием, условия ведения счетов, порядок проведения операций эмитента, порядок предоставления учетной и финансовой информации депозитарием, а также условия оплаты его услуг и т.п.

Депозитарии и хранители не имеют права заключать соглашения относительно ценных бумаг, которые принадлежат депоненту и хранятся у них на счетах в ценных бумагах в собственных интересах или в интересах третьих лиц без соответствующего поручения.

Заключение договора об открытии счета в ценных бумагах или депозитарного договора не может быть обусловлено отказом депонента от любого из прав, которое предоставляет ценная бумага.

В договоре об обслуживании эмиссии ценных бумаг между эмитентом или его представителем и избранным им депозитарием определяется порядок взятия на обслуживание и обслуживание эмиссии ценных бумаг, операций эмитента в депозитарии относительно выпущенных им ценных бумаг, порядок переведения ценных бумаг из документарной формы в бездокументарную и т.п.

В случае размещения на хранение ценных бумаг, выпущенных в документарной форме в соответствии с договором об обслуживании эмиссии ценных бумаг, предполагается предоставление эмитентом или хранителем, который передает данный выпуск на сохранение депозитария, сертификата качества ценных бумаг в документарной форме.

Хранитель не имеет права пользоваться услугами другого хранителя для выполнения своих обязательств относительно хранения сертификатов и учета прав собственности на ценные бумаги своих депонентов.

В случае получения депозитарием от хранителя ценных бумаг, относительно которых он не заключал с эмитентом договора об обслуживании эмиссии ценных бумаг, депозитарий обязан передать их депозитарию, с которым эмитент заключил такой договор, если между депозитариями не установлены корреспондентские отношения относительно ценных бумаг.

Для учета ценных бумаг, депонированных собственником в соответствии с договором об открытии счета в ценных бумагах, хранитель открывает на его имя счет в ценных бумагах, на котором учитываются права собственности на ценные бумаги, которые принадлежат депоненту, а также ограничение относительно этих ценных бумаг депонента.

Для учета ценных бумаг, переданных хранителем депозитария на основании депозитарного договора, депозитарий открывает на имя хранителя счет в ценных бумагах, на котором осуществляет учет депонированных ценных бумаг. Ценные бумаги, депонированные эмитентом на основании договоров об обслуживании эмиссии ценных бумаг, зачисляются на его счет в ценных бумагах. Для ценных бумаг, депонированных другими депозитариями посредством корреспондентских отношений относительно ценных бумаг, оформленных на основании соответствующего договора, каждый депозитарий открывает специальные счета в ценных бумагах.

Обращение ценных бумаг, записанных на счет в ценных бумагах на основании депозитарного договора, обслуживается исключительно путем переведения их на соответствующий счет в ценных бумагах в депозитарии. При выполнении клиринга и расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг между хранителями, а также при проведении операций эмитента изменения на счетах в ценных бумагах и на денежных счетах вносятся одновременно.

Депозитарии могут получать от эмитента непосредственно на свой счет доходы от ценных бумаг для следующего перечисления их хранителям. Хранитель обязан в установленный договором срок зачислить указанные доходы на денежные счета собственников ценных бумаг. Эти доходы не являются доходами депозитария и не подлежат налогообложению в составе доходов депозитария. Депозитарии и хранители ценных бумаг не обязаны предоставлять собственникам ценных бумаг документы (сертификаты, купоны) для реализации соответствующих прав собственности при проведении эмитентом операций с ценными бумагами, если иное не предусмотрено договором.

Клиринг и расчеты по соглашениям относительно ценных бумаг осуществляются исключительно депозитариями, которые обеспечивают поставку ценных бумаг на счета хранителей в депозитарии с одновременной оплатой денежных средств на счетах хранителей. Для осуществления клиринга и расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг депозитарий может получить соответствующее разрешение.

Взаиморасчеты по соглашениям относительно ценных бумаг осуществляются на основании расчетных документов, предоставленных сторонами соответственно договорам, которые предусматривают переход права собственности на ценные бумаги, или информации, предоставленной фондовыми биржами и организационно оформленным внебиржевым рынком.

Клиринговый депозитарий для осуществления денежных расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг обязан пользоваться услугами, которые предоставляют расчетные банки на основании соответствующего договора, типовая форма которого утверждается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальным банком Украины.

Правила и операционные стандарты клиринга и расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг утверждаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Правила и операционные стандарты денежного клиринга и расчетов по операциям с ценными бумагами утверждаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины и Министерством финансов Украины.

Деятельность относительно ведения реестра собственников именных ценных бумаг осуществляет эмитент или регистратор. Если количество собственников именных ценных бумаг эмитента превышает количество, определенное Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку как максимальное для организации самостоятельного ведения реестра эмитентом, эмитент обязан поручить ведение реестра регистратору путем заключения соответствующего договора.

Договор на ведение реестра эмитент может заключить лишь с одним регистратором. При этом такое поручение эмитента не снимает с него ответственности относительно выполнения обязательств, которые вытекают из соглашений относительно ценных бумаг.

Решение о передаче ведения реестра собственников именных ценных бумаг принимается исключительно на общем собрании акционеров.

Общее собрание акционеров или наблюдательный совет акционерного общества утверждают условия договора на ведение реестра собственников именных ценных бумаг в порядке, определенном уставом общества. В случае незаключения договора на протяжении тридцати календарных дней Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку присылает обществу распоряжение о необходимости его заключения, а в случае невыполнения указанного распоряжения на протяжении пятнадцати календарных дней привлекает должностных лиц общества к ответственности согласно Закону Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

Решение о передаче ведения временного реестра акционеров к проведению первого общего собрания приватизированного предприятия и к размещению не меньшее 60 процентов акций для предприятий, которые находятся в процессе приватизации, принимается правлением предприятия, которое приватизируется.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, любые другие органы государственной власти, а также юридические и физические лица не могут принимать решения обязательного или рекомендательного характера относительно ведения реестров собственников именных ценных бумаг, обеспечения ведения таких реестров или их распределения, которые противоречат части второй статьи 9 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине».

Ведение реестров собственников именных ценных бумаг предусматривает учет и хранение на протяжении определенного срока информации о собственниках именных ценных бумаг и об операциях, вследствие которых возникает необходимость внесения изменений в реестр собственников именных ценных бумаг.

Основанием для внесения изменений в реестр собственников именных ценных бумаг являются документы, в соответствии с которыми переходит право собственности на соответствующие именные ценные бумаги.

Регистратор обязан на требование собственника ценных бумаг или его представителя, а также номинального держателя предоставить выписку из реестра собственников именных ценных бумаг. Собственник или его представитель или номинальный держатель не имеют права требовать включения в выписку информации, которая выходит за пределы компетенции регистратора, в том числе информации о других собственниках и количестве ценных бумаг, которые им принадлежат.

Сведения о номинальном держателе подлежат внесению в реестр собственников именных ценных бумаг на основании соответствующего поручения, если право хранителя или депозитария выступать номинальным держателем не предусмотрено договором об открытии счета в ценных бумагах или депозитарным договором.

Внесение номинального держателя в реестр собственников именных ценных бумаг, а также перерегистрация ценных бумаг на другого номинального держателя не означает, что право собственности на ценные бумаги переходит к номинальному держателю.

Операции с ценными бумагами, которые осуществляются между депонентами одного номинального держателя, не отображаются в реестре собственников именных ценных бумаг.

Для составления реестра собственников именных ценных бумаг на обусловленную дату и выполнения обязательств эмитента номинальный держатель должен предоставить регистратору список всех собственников.

Участниками национальной депозитарной системы являются депозитарии, хранители ценных бумаг и регистраторы собственников именных ценных бумаг. Основания их деятельности регулируются статьями 10-12 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине».

Депозитарий – юридическое лицо, которое создается в форме открытого акционерного общества, участниками которого являются не менее десяти хранителей, и которое осуществляет исключительно депозитарную деятельность. При этом доля одного участника в уставном фонде депозитария не может превышать 25% этого фонда.

Фондовая биржа или участники организационно оформленного внебиржевого рынка могут быть основателями депозитария.

Клиентами депозитария являются хранители, которые заключили с ним депозитарный договор, эмитенты относительно счетов собственных эмиссий, открытых на основании договоров об обслуживании эмиссии ценных бумаг, а также другие депозитарии, с которыми заключены договоры о корреспондентских отношениях.

Оплата услуг депозитария осуществляется по тарифам, которые устанавливает сам депозитарий. Максимальный размер тарифов устанавливается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

Коммерческие банки, которые имеют разрешение на осуществление деятельности по выпуску и обороту ценных бумаг, и торговцы ценными бумагами при наличии соответствующего разрешения имеют право быть хранителями, проводить по доверенности собственника операции с депонированными ценными бумагами и осуществлять другую депозитарную деятельность, связанную с оборотом ценных бумаг, за исключением клиринга и расчетов по соглашениям относительно ценных бумаг.

В уставном фонде хранителя доля другого хранителя или торговца ценными бумагами, инвестиционной компании, страховой компании и другого институционного инвестора не может превышать пяти процентов.

Хранители осуществляют сохранение и обслуживание обращения ценных бумаг и операций эмитента с ценными бумагами на счетах в ценных бумагах, которые принадлежат их собственникам (в том числе самому хранителю).

В случае получения хранителем разрешения на ведение реестров собственников именных ценных бумаг хранителю запрещается осуществлять любые операции с ценными бумагами, реестр собственников которых он ведет, кроме операций регистратора по договору с эмитентом. Хранитель не может быть инвестиционным управляющим депонента, который является институционным инвестором.

Оплата услуг хранителя ведется по тарифам, установленным самим хранителем. Максимальный размер тарифов устанавливается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

Юридические лица могут получить разрешение на ведение реестров собственников именных ценных бумаг, если регистрационная деятельность предусмотрена их уставом. Органы государственной власти не могут быть основателями или участниками регистратора. Центры сертификатных аукционов и их правопреемники не могут вести реестры и быть основателями и участниками регистратора.

Регистратор и его участник не могут прямо или опосредствованно владеть акциями эмитента, реестр собственников именных ценных бумаг которого ведет этот регистратор.

Эмитент может вести собственный реестр самостоятельно, если количество собственников ценных бумаг не превышает количества, определенного Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Эмитент не может быть прямо или опосредствованно основателем и участником регистратора, ведущего реестр собственников именных ценных бумаг этого эмитента.

Регистратор ведет реестр собственников именных ценных бумаг на условиях договора, который заключается с эмитентом ценных бумаг.

Типовая форма договора утверждается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Оплата услуг регистратора осуществляется по тарифам, которые устанавливает сам регистратор. Максимальный размер тарифов устанавливается Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

Реестр собственников именных ценных бумаг – это перечень собственников и номинальных держателей именных ценных бумаг по состоянию на определенную дату. Он дает возможность идентифицировать этих собственников, а также количество, номинальную стоимость и вид принадлежащих им именных ценных бумаг. Однако, сам по себе реестр не является правоустанавливающим документом, поэтому изменения в нем не приводят к возникновению, изменению либо прекращению прав собственности и обязанностей сторон.

Согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке», права и обязанности относительно ценных бумаг возникают с момента их передачи эмитентом или его уполномоченным лицом получателю (покупателю) или его уполномоченному лицу. Следовательно, право собственности на ценные бумаги в документарной форме не связано с записью в реестре кроме случаев, когда это право прямо оговорено договором между сторонами о переходе такого права. Кроме того, в законодательстве Украины не закреплена императивная обязанность собственника ценных бумаг отображать свое право собственности в системе реестров. Да, возникновение, изменение и прекращение права собственности на ценные бумаги подлежат регистрации. Но ни один нормативный документ не регулирует сроки подачи документов для соответствующей регистрации. К тому же процесс регистрации требует немалых расходов, времени для сбора необходимых документов (перечень которых значительно превышает установленный де-юре), поэтому новые собственники именных ценных бумаг не торопятся регистрировать переход права собственности в реестре.

Однако, если приобретение ценных бумаг, в частности акций, осуществлялось не для проведения их дальнейшей передачи, то запоздавшая подача документов регистратору может повлечь ряд неблагоприятных последствий: акционера могут не пригласить на собрание акционеров или же попросту не выплатить дивиденды по его акциям.

Но самый неожиданный результат перманентного откладывания регистрации перехода права собственности на акции – то, что их продавец имеет возможность продать эти ценные бумаги во второй, третий, четвертый… раз.