Как рассчитывается доходность акций?

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Акция – это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и удостоверяющая право собственности на долю в уставном капитале акционерного общества. Эмитентом акций могут выступать предприятия, инвестиционные компании, банки, а также другие промышленные, коммерческие, биржевые структуры, создаваемые как акционерные общества.

Наличие нескольких этапов в жизни ценных бумаг, их длительное обращение на рынке обусловливают многообразие цен на акции: номинальную, эмиссионную, рыночную.

На акции указывается номинальная цена, определяемая делением величины уставного капитала акционерного общества на количество выпускаемых акций:
Рн=УК/N,
где Рн – номинальная цена акции;
УК – величина уставного капитала;
N – количество выпущенных акций.

Номинальная цена выступает как некоторый ориентир ценности бумаги, база для определения эмиссионной и рыночной цены, а также размера дивиденда. Пропорционально номинальной цене акции выплачивается доля акционера при ликвидации акционерного общества.

Цена, по которой акция приобретается инвестором, называется ценой приобретения. Если акция покупается у эмитента, т.е. на первичном рынке ценных бумаг, то цена приобретения является эмиссионной; если на вторичном рынке – рыночной ценой.

Рыночная цена акции в расчете на 100 денежных единиц номинала называется курсом:
КР=Рр*100/Рн,
где Кр – курс акции;
Рр – рыночная цена;
Рн – номинальная цена.

Доход от акций – сумма дивидендов и роста курсовой стоимости акций. Полный годовой доход от акций в процентах (Да) вычисляют по формуле:

Да=(Дв+(Гк-Цн))*100/Цн,

где Дв – дивиденды за год, руб., Гк – курсовая цена акций на момент вычисления, руб., Цн – номинальная или покупная цена акций, руб.

Если акция приобретена после начала финансового (календарного) года или продана до его окончания, то есть когда доход от акций рассчитывается не за полный год, формула корректируется на период владения акцией и имеет такой вид:

Да=(Дв+(Гк-Цн))*Т*100/(Цн*365),

где Т – время владения акцией в течение года, дней.

Доход акционера от роста курсовой стоимости акций может быть реализован только в случае продажи акции по новой, более высокой цене. Он равен приросту капитала и потенциально возможному доходу акционера.

Если же владелец не продает акции, то реальный доход от нее вычисляют по формуле:

Да=Дв*Т*100/(Цн*360).

Когда для расчета годового дохода вместо номинальной цены акции учитывается и курсовая (рыночная) или покупная цена, полученный показатель является дивидендной отдачей акции.

Доходность акции определяется двумя факторами:

  • получением части распределяемой прибыли акционерного общества (дивиденды);
  • возможностью продать бумага на фондовой бирже по цене, большей цены приобретения.

Дивиденд – это слово, имеющее латинское происхождение и означающее часть от деления. Применительно к акции – это доля распределяемой прибыли акционерного общества, приходящейся на одну акцию. Дивиденд можно рассматривать как вознаграждение инвестору за риск, которому он подвергается, вкладывая деньги в бумаги акционерного общества.

Ставка дивиденда рассчитывается по формуле:
iд=Iд/Рн,
где Iд – дивидендный доход;
Рн – номинальная цена акции.

Отношение дохода к инвестируемым средствам называется доходностью.

Ставка текущего дохода рассчитывается по формуле:
iт=Iд/Рпр,
где Рпр – цена приобретения акции (эмиссионная или рыночная).

Дивиденд – это не единственный источник доходности акции. Важным фактором, увеличивающим ее ценность, является ожидание владельца, что биржевой курс акции возрастет. Продав акцию по новой цене, ее держатель получит дополнительный доход.

Абсолютный размер дополнительного дохода – это разница между рыночной ценой и ценой приобретения:
Iдд=Рр-Рпр.

Дополнительная доходность (процентная ставка дополнительного дохода) составляет:
iдд=Iдд/Рпр=(Рр-Рпр)/Рпр.

Совокупный доход по акции определяется следующим образом:
Iсд=Iд+Iдд,
совокупная доходность:
iсд=Iсд/Рпр=(Iд+Iдд)/Рпр.

Ставка совокупного дохода равна сумме ставок текущего и дополнительного дохода.

Как оценить привлекательность акций той или иной компании?

Основным мерилом достоинства акции является справедливая рыночная стоимость акции. Это наиболее вероятная цена, за которую акция может быть обменена между хорошо осведомленным, готовым купить покупателем и хорошо осведомленным, готовым продать продавцом; при этом покупатель и продавец обладают всей необходимой информацией относительно акции и действуют без какого-либо принуждения.

Если рыночная цена ниже справедливой, то следует покупать акции, если выше – продавать, если равна – надо держать акции. Когда инвестор собирается купить акции какой-либо компании, он должен оценить перспективы роста компании: по текущим и ожидаемым доходам, положению на рынке ее продукции и услуг, конкурентоспособности, возможности выхода ее продукции на новые рынки, квалификации менеджеров, которые работают в компании, и по многим другим признакам.

При покупке акций инвестор также может оценить акции по следующим показателям:

  • по рыночной стоимости акций, т.е. по стоимости акций на текущий момент, для принятия решения о покупки акций в ближайший период времени;
  • по экономической стоимости, т.е. предполагаемой стоимости акций в будущем, для возможного получения дивидендов;
  • по номинальной стоимости, т.е. по официальной стоимости акций в момент утверждения устава (доля уставного капитала), для оценки минимума средств, которые могут быть получены инвестором в случае ликвидации АО.

Быстрый рост котировок порой заставляет инвесторов с осторожностью относиться к сильно подорожавшим акциям. Однако это не всегда означает, что бумаги стали слишком дорогими и не принесут дохода. Чтобы понять, так ли это, надо соотнести их цену с прибылью компании или с перспективами ее бизнеса. Вместе с тем, стремительный рост прибылей не обязательно означает, что акция привлекательна для покупки.

Участники рынка используют несколько показателей для определения того, насколько акция недооценена или переоценена по сравнению с фундаментальными показателями деятельности компании. Использования их по отдельности недостаточно, но все вместе они могут помочь выявить действительно привлекательные бумаги.

Отношение капитализации (т.е. суммарной стоимости акций) к прибыли компании (Р/Е) считается одним из главных коэффициентов для оценки инвестиционной привлекательности акции. Чем выше коэффициент, тем дороже акция по отношению к прибыли компании; чем ниже, тем более недооцененной может считаться акция. Коэффициент Р/Е данной компании нужно сравнить с таким же коэффициентом аналогичных предприятий из ее сектора экономики и всего рынка. Если коэффициент Р/Е выбранной компании достаточно высок, то это означает, что инвесторы могут надеяться на быстрый рост ее бизнеса и финансовых показателей и готовы платить премию. Однако если надежды не оправдаются, цена акции может сильно упасть. При этом нужно помнить, что для разных секторов промышленности и рынков может быть характерен разный уровень Р/Е. Традиционно он достаточно высок у технологических компаний и низок у компаний сырьевого сектора. Данные академических исследований фондового рынка и практический опыт показывают, что покупку акций с низким коэффициентом Р/Е фактически можно считать рецептом успеха.

Другой показатель – это отношение капитализации к свободному денежному потоку (Р/СF). Этим показателем пользуются многие аналитики, обращая внимание не на прибыль, а на генерируемый ею свободный денежный поток, т. е. деньги, остающиеся у компании после оплаты всех расходов. Низкий показатель Р/СF означает, что у компании здоровый бизнес и у нее остается много денег, которые может пустить на выплату дивидендов или выкуп акций, тем самым увеличивая доход акционеров. В конечном итоге стоимость бизнеса – это не что иное, как текущая стоимость его будущих свободных денежных потоков. Однако низкий показатель Р/СF может оказаться ловушкой, если компания, накапливая наличность, не инвестирует достаточно средств в развитие бизнеса. Акция с низким показателем Р/СF может быть дешевой, если у компании проблемы с капиталовложениями.

Третьим показателем может быть отношение капитализации к балансовой стоимости активов (Р/ВV). Балансовая стоимость активов – это активы за вычетом долгов и прочих обязательств компании. Если капитализация составляет 2 млрд. долл., а активы – 1 млрд, то Р/ВV равно 2. Невысокий уровень Р/ВV может служить успокаивающим сигналом для инвестора.

Расчет отношения капитализации к выручке (Price/Sales) также может быть полезен. Некоторым фондовым аналитикам нравятся компании с большой выручкой. У компании с капитализацией 500 млн. долл. и выручкой 1 млрд. долл. этот коэффициент составит 0,5. Инвестору необходимо учитывать, что большая выручка не всегда гарантирует высокой прибыли.

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна