Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Что такое облигация?
Облигации представляют собой один из видов инвестиций, наряду с такими альтернативными инструментами как обыкновенные и привилегированные акции, производные ценные бумаги, золото, антиквариат.
Облигации, как и акции, являются эмиссионными ценными бумагами. Эмитент может их выпускать только после выпуска акций. Основная цель эмиссии облигаций – привлечение компаниями финансовых ресурсов на определенный срок. Облигации могут выпускать не только акционерные общества, но и различные государственные органы (Минфин России, Центробанк России), субъекты Федерации и органы местного самоуправления городов с населением свыше 500000 чел. Они могут выпускать только долговые инструменты, осуществлять же эмиссию акций им запрещено.
Компании выпускают облигации в том случае, когда возникает дополнительная потребность в средствах и положение компании на рынке настолько устойчивое, что она может позволить себе брать взаймы денежные средства. Приобретать облигации инвестор может как на бирже, так и на внебиржевом рынке. Облигация в отличие от акции является долговым денежным обязательством, по которому кредиторы (инвесторы) предоставляют государству, банку или какой-либо компании заем на определенный срок.
Облигации бывают именными, на предъявителя, процентными, беспроцентными (дисконтными), конвертируемыми (т.е. обмениваемыми на другие ценные бумаги, например на акции) и неконвертируемыми.
Облигации выпускаются с определенным номиналом, а продаются с дисконтом или с начислением процентов. Дисконт на облигацию – определенная скидка в цене облигации, т.е. разница между номинальной стоимостью облигации и ее ценой в определенный момент реализации. Проценты на облигацию – фиксированная процентная ставка, начисляемая на сумму номинала, по которой определяется дополнительная сумма денежных средств, начисляемая при продаже или погашении облигации сверх номинальной стоимости. Фиксированную процентную ставку называют купоном. По ней может выплачиваться доход кредиторам раз в год или полгода. Термин «купон» восходит к тем временам, когда владельцы облигаций отрезали самые настоящие купоны от своих облигационных сертификатов и сдавали их, чтобы получить процентные доходы.
Инвестору при принятии решения о покупке облигации необходимо знать, что он может купить облигации на первичном рынке как в самой компании, так и у андеррайтера, если компания поручает реализацию выпуска ему. В то же время на вторичном рынке инвестор может покупать необходимые ему облигации у любой организации или у физического лица.
Облигация удостоверяет:
- факт предоставления владельцем ценной бумаги денежных средств эмитенту;
- обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, которую эмитент получил при выпуске данной бумаги (т.е. вернуть основную сумму долга);
- обязательство эмитента выплачивать в определенные сроки до погашения держателю облигации фиксированный доход в виде процента (купонные выплаты) от ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
В чем отличие облигаций от акций?
Облигации, как и акции, обеспечивают сохранность сбережений, но в отличие от акций доход известен заранее и гарантируется в виде уплаты процентов (купонный доход). Они могут представлять интерес для осторожных инвесторов, стремящихся сохранить свой капитал и получить пусть небольшой, но гарантированный доход. Если сравнивать по надежности облигации с акциями как источник получения дохода инвестора, то облигации более надежны. Так, например, если дивиденды по акциям по решению общего собрания акционеров могут не выплачиваться, то проценты владельцам облигаций выплачиваются в обязательном порядке. Держатели облигаций также имеют перед акционерами приоритет при выплате обязательств по облигациям при ликвидации или банкротстве предприятия. Инвесторы, покупая облигации, тем самым кредитуют эмитента, выпустившего эти облигации, но при этом не получают прав долевого участия в компании, как акционеры обыкновенных акций, и не участвуют в управлении компанией. Как и акции, облигации имеют номинальную стоимость (которая является фиксированной) и рыночную стоимость (которая меняется). Котировки облигаций осуществляются в процентах от номинала.
Облигации могут продаваться по цене выше номинала – с надбавкой и по цене ниже номинала – со скидкой (дисконтом). Например, облигация номинальной стоимостью 1 000 000 руб. продается за 97% от номинала, т. е. за 970 000 руб. Рыночная цена облигаций обычно зависит от их надежности (финансовой стабильности компании-эмитента) и от ставки процента.
В зависимости от обеспечения различают облигации двух типов:
- обеспеченные облигации, или облигации с залогом;
- необеспеченные облигации, или облигации без залога.
Залогом может быть основной капитал компании (ее недвижимость) или иное имуществом, являющееся собственностью компании: ипотечные облигации, оборудование, транспорт, ценные бумаги и др. Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или при ее неплатежеспособности держатели облигаций будут претендовать на часть имущества компании (оборудование, ценные бумаги и др.). Необеспеченные облигации – это облигации, которые не обеспечены какими-либо материальными активами. Они подкрепляются только «добросовестностью» компании, которая сможет оплатить проценты и возместить всю сумму облигации при наступлении срока платежа (например, государственные облигации). Но в случае банкротства такой компании обладатели этих облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Такие облигации являются менее надежным по сравнению с обеспеченными, и поэтому ставка процента по ним может быть более высокой. Гарантированные облигации гарантируются не эмитентами, а иными компаниями. Например, «Газпром» может гарантировать своими активами выпуск облигаций своих дочерних компаний, таких как «Сибур», «Нефтегаз». Конвертируемые облигации можно рассматривать как обычные облигации с бесплатной возможностью их замены на заранее определенное количество акций (обыкновенных или привилегированных). Обычно облигации разрешается конвертировать примерно через 5 лет, и они имеют фиксированные конверсионные ставки на период, оставшийся до момента погашения.