Какие существуют виды облигаций?

Так как на рынке облигаций заемщиками (т.е. субъектами, выпускающими облигации) могут быть государство (в лице центральной, федеральной и местной власти), российские предприятия (корпорации и банки) и иностранные компании и банки, соответственно различают:

  • государственные облигации, выпускаемые правительством, субъектами федераций, муниципальными органами;
  • банковские облигации, выпускаемые банками;
  • корпоративные облигации, выпускаемые компаниями (предприятиями).

Разновидности облигаций отличаются друг от друга доходностью, сроками погашения, целевым использованием.

Размещение облигаций может проходить путем открытой или закрытой подписки. Открытая подписка может проходить отдельными частями (траншами) в разные сроки в течение срока размещения облигаций одного выпуска. Закрытой подпиской считается выпуск облигаций, покупателями которых может быть ограниченное количество покупателей. Так, например, Минфин России может выпускать облигации, покупать которые могут только пенсионные фонды, страховые компании, государственные банки.

Инвестор может покупать облигации как с фиксированным, так и с колеблющимся доходом. Облигации с фиксированным доходом имеют уровень доходности к номиналу, заранее зафиксированный при выпуске. Такие облигации имеют купон с фиксированной процентной ставкой, что позволяет инвестору заранее знать сумму дохода по ним. У облигаций с колеблющимся доходом доходность к номиналу изменяется в соответствии с колебаниями средней процентной ставки на рынке; она может индексироваться, например, по валютному курсу и т.п. Такие облигации имеют купон с плавающей процентной ставкой. Плавающая ставка объявляется как величина или процент над базовой ставкой. Но по любым облигациям в конечном итоге к сроку погашения выплачиваются сумма по номиналу и сумма процентной ставки.

Облигации в основном выпускаются с указанием срока погашения. В то же время могут выпускаться облигации и без срока погашения (отзывные облигации), т.е. у эмитента будет право отзывать (выкупать) такие облигации и аннулировать выпуск. Облигации продаются и покупаются с учетом накопленных процентов. Если инвестор облигацию покупает на вторичном рынке, то он кроме номинальной стоимости должен продавцу оплатить также долю купонного дохода, накопленную с момента последнего купонного платежа. Например, если купонная ставка облигации 10% годовых, то ее держатель каждые 6 месяцев получает 50 тыс. руб. на 1 млн. руб. номинала. Если он продает эту облигацию в середине купонного периода (т.е. через 3 месяца после очередного купонного платежа), то покупатель должен заплатить владельцу облигации дополнительно 25 тыс. руб. (проценты). При очередной выплате купонного дохода эмитент выплатит новому владельцу полный купонный процент в 50 тыс. руб., как и положено, еще через 3 месяца.

При изменении требуемой нормы доходности цены облигаций меняются в противоположном направлении. Чем выше требуемая норма доходности, тем ниже рыночная цена облигации, и наоборот. Как цена любого товара, цена облигации формируется также под воздействием спроса и предложения со стороны инвесторов. Основа принятия инвестиционных решений состоит в том, что все инвестиционные инструменты (в том числе и облигации) обладают двумя важнейшими характеристиками: доходом и риском. При этом общее правило, применимое к инвестициям, состоит в том, что чем выше ожидаемый доход, тем выше и ожидаемый риск. На бирже в основном продаются и покупаются государственные и муниципальные облигации, биржевые облигации и некоторые облигации Банка России. Большинство же сделок с облигациями совершается на внебиржевом рынке, так как изменение рыночных цен на облигации более предсказуемо, чем по акциям, и в меньшей степени подвержено сильным и внезапным колебаниям.

Доходность по облигации является ключевым фактором, определяющим финансово-экономическую эффективность выпуска облигаций. В самом общем виде доходность облигаций (с точки зрения инвестора) может быть определена как отношение дохода к затратам (расходам по приобретению ценной бумаги). Доходность рассматривается как качественная характеристика инвестиционной привлекательности ценной бумаги. Облигации относятся к сравнительно низкодоходным и низкорискованным ценным бумагам. В большинстве случаев, выходя на вторичный рынок облигаций, инвестор сталкивается с уже сложившимся уровнем цен (исключение составляют случаи первичного размещения и ситуации, когда инвестор располагает столь значительными суммами, что способен влиять на рынок). Данный уровень цен задается рынком и является внешним по отношению к инвестору. Однако то, что инвестор не может на данный уровень цен влиять, не означает, что инвестор может не задумываться о ценообразовании на рынке облигаций. Именно понимание того, как работает рынок ценных бумаг, способно защитить инвестора от ряда ошибок, а в некоторых случаях – позволить ему получить повышенный доход.