Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Что представляют собой государственные облигации?
Государственные облигации считаются наиболее надежными в любой стране, так как государство выступает гарантом их погашения. В России к государственным облигациям, выпускаемым Минфином России относятся: государственные краткосрочные облигации (ГКО), срок обращения которых 3, 6, 12 месяцев, и облигации федерального займа (ОФЗ), срок обращения которых от 1 года до 20 и более лет, а также другие виды облигаций для определенных организаций (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов). Кроме них, облигации, выпускаемые субъектами Федерации и муниципальными органами, также считаются государственными. Эти облигации являются именными. Форма выпуска – безбумажная.
Размещая регулярно на фондовом рынке ГКО и ОФЗ, Минфин России тем самым может покрывать бюджетный дефицит, перебои со сбором налогов и другие потребности в денежных средствах. По объемам обращения, емкости рынка, ликвидности они занимают ведущее место среди государственных ценных бумаг.
Технология первичного размещения, вторичного обращения и погашения у этих облигаций одинакова.
Первичное размещение ГКО и ОФЗ происходит через специально организованные аукционы. Для привлечения инвесторов на рынок ГКО и ОФЗ Минфин России сообщает через средства массовой информации о дате проведения аукционов и количестве ценных бумаг, которые Минфин России намерен продать. Минфин России через Банк России, который выполняет функции его платежного агента, проводит размещение, обслуживание и погашение государственных облигаций. Механизм такого размещения заключался в следующем:
- сбор Банком России ценовых заявок у покупателей;
- составление списка заявок и представление его Минфину России;
- заочное состязание покупателей, проводимое Минфином России, - установление нижней границы цены;
- удовлетворение заявок.
Выпуски оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине России и Банке России. Торговля ведется через торговую систему в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) с единым технологическим регламентом. Инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
Частный инвестор может приобрести эти бумаги на фондовой бирже как на первичном, так и на вторичном рынке только через дилеров банков или инвестиционные компании, имеющие разрешение на торговлю этими бумагами от Банка России. Чтобы инвестор мог купить гособлигации, ему надо стать клиентом банка или инвестиционной компании и заключить с ними договор на оказание услуг по покупке-продаже ценных бумаг. Так как гособлигации продаются через ММВБ, организация (банк, компания-дилер), которая имеет право совершать дилерские операции с ГКО и ОФЗ (их сейчас свыше 250) на ММВБ, должна открыть в расчетной палате ММВБ свой корсчет. Сама биржа имеет свой корсчет в РКЦ ГУ ЦБ РФ по г. Москве. Для осуществления покупки ГКО дилер обязан предварительно перечислить необходимые для этого денежные средства со своего корсчета в Банке России на корсчет в расчетной палате ММВБ. Таким образом, ММВБ не допускает «непокрытых» заявок и снимает риск неисполнения банком-дилером своих обязательств по платежам за приобретенные ценные бумаги. Рынок ГКО и ОФЗ имеет пирамидальное построение, при котором предыдущие выпуски ценных бумаг погашаются за счет новых выпусков.
Инвестору необходимо иметь в виду, что ГКО являются дисконтными (бескупонными) облигациями. Их продают ниже номинала, а гасят по номиналу, т.е. доход по ним – разница между ценой продажи и погашения. ОФЗ же являются купонными облигациями. Инвесторы, купившие ОФЗ, имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода.
Облигации федерального займа отличаются друг от друга купонными ставками. Облигации федерального займа с постоянным доходом (постоянной купонной ставкой). У таких облигаций на протяжении всего периода их обращения купонные ставки равны между собой. Облигации федерального займа с фиксированным доходом (фиксированной купонной ставкой). Особенностью данного вида облигаций является то, что на протяжении всего периода их обращения купонные ставки принимают разные значения.
Облигации федерального займа с амортизацией долга. Особенностью данного вида облигаций является то, что погашение их номинальной стоимости осуществляется частями. Купонная ставка по этим облигациям является фиксированной для каждого купона, и купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.
Кроме вышеперечисленных гособлигаций на фондовом рынке продаются и другие гособлигации. Например, с 1993 г. продаются несколькими траншами облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
Минфин России размещает некоторые облигации по закрытой подписке, например государственные сберегательные облигации (ГСО), для использования и приумножения денежных средств, накопленных в Пенсионном фонде РФ, в страховых компаниях. В круг потенциальных покупателей ГСО входят также негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Для инвесторов ГСО представляют собой безрисковый инструмент для инвестирования средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении рыночной цены, что, безусловно, добавляет привлекательности этому инструменту. На вторичном рынке и частным инвесторам эти бумаги не продаются.
Субфедеральные и муниципальные облигации – облигации субъектов Федерации и местных органов (облигации различных городов). На фондовом рынке продаются сейчас облигации Якутии, Коми, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, Красноярска, Самары и других городов, в основном со сроком погашения от 1 до 5 лет. Муниципальных облигаций больше всех выпускают правительства Москвы и Московской области (51% суммарного объема в обращении). Для муниципальных облигаций существует устойчивый рынок, как первичный, так и вторичный, это достаточно надежные облигации, которые могут использоваться в качестве залогового обеспечения. Выпускаются они в целях мобилизации средств для строительства или ремонта объектов общественного пользования: дорог, мостов, водопроводной сети и т.п. Для Москвы, где идет строительство дорог, жилья, облигационные займы имеют большое значение. В целях реализации инвестиционной программы г. Москвы привлекаются значительные заемные средства. Выпускаются займы только тогда, когда существует объективная потребность в заимствовании средств. При погашении одного займа выпускается другой. Город получает право собственности на часть строящихся объектов и имеет право ими распоряжаться – продать свою долю инвестору или другому лицу.