Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Понятие, сущность и значение макроэкономических индикаторов развития региона
Социально-экономическую политику многих государств на современном этапе непосредственно реализуют регионы. Через регионы осуществляется управление всей страной. При этом современное региональное развитие Российской Федерации определяется нарастающими социально-экономическими различиями между регионами, напряжёнными отношениями между центром и регионами, дезинтеграцией экономического пространства [4, с. 50]. В этой связи проблемам регионального экономического развития в последнее время уделяется особое внимание. Успешное социально-экономическое развитие региона невозможно без осуществления эффективного управления региональной экономикой [11, с. 113], что требует наличия финансовой базы, которая формируется преимущественно за счет налоговых поступлений. Это выдвигает на первый план вопросы налогового регулирования экономических процессов. Изучение проблем налогового регулирования невозможно без создания адекватной информационной базы, объективно и полно характеризующей происходящие в стране и в каждом отдельном регионе реформы.
Для России, занимающей первое место в мире по площади территории, превращение ее регионов в самоуправляемые территории, в центральное звено рыночной экономической системы, а также последовательное уменьшение роли отраслевого принципа управления в ходе реформирования экономики привели к возрастанию значения регионов как объекта исследования [4, с. 180]. Кроме того, постоянное расширение самостоятельности регионов требует для принятия управленческих решений систематического анализа происходящих в регионах социально-экономических процессов. Именно это приводит к необходимости поддержания единой территориально распределенной системы государственной статистики с развитой информационной инфраструктурой [32, с. 131]. Вместе с тем, неравномерность и специфичность развития различных регионов, охватывающих малые и крупные населенные пункты, вызывает настоятельную необходимость во всестороннем анализе их развития. Исходя из этого, в настоящее время возникает потребность в более глубоком анализе социально-экономического положения и тенденций развития субъектов Российской Федерации, а также в сравнительном межрегиональном анализе.
Для проведения оценки социально-экономического развития региона необходима система взаимосвязанных измерителей, в качестве которых выступают соответствующая статистическая информация в виде показателей и индикаторов состояния и развития экономики регионов.
В экономике под показателем понимают выраженную числом характеристику какого-либо свойства экономического объекта, процесса или решения. Другими словами, показатель – это обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных. Индикатор характеризуется как ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов.
Макроэкономические показатели характеризуют развитие экономики, указывают на экономический рост или рецессию. Т.е. можно сказать, что макроэкономический показатель развития региона – это показатель, характеризующий состояние социально-экономической сферы того или иного региона. Без использования макроэкономических показателей невозможно осуществить количественный анализ социально-экономического положения в регионе. Однако, как известно, любой анализ направлен «в прошлое», тогда как любое управление, в том числе и управление социально-экономическим положением региона, предполагает необходимость количественной оценки качественных характеристик процессов и соответствующее моделирование последствий управленческих решений, параметры которых не всегда можно описать количественно. Здесь на помощь приходит система макроэкономических индикаторов, под которыми в данной работе предлагаем понимать интегральные показатели в виде предельных (пороговых) значений, количественно определяющие качественные характеристики социально-экономических процессов в регионе и предполагающие наличие инструментов воздействия на эти процессы.
В отличие от макроэкономического показателя, дающего лишь количественную констатацию явления или процесса, макроэкономический индикатор развития региона имеет векторный, направленный характер. Индикаторы ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения, например, в отношении уровня прибыльности, налоговых ставок и пр. Внутри предельных границ образуется так называемый коридор, необходимый и достаточный для принятия управленческого решения. Для того, чтобы принимаемые решения были эффективными весьма важно установить адекватные пороговые значения этого коридора.
Особое место занимают и часто используются в антикризисном управлении и предотвращении кризисов пороговые значения индикаторов, призванные сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления (например, региона) и необходимости изменить стратегию развития объекта, включить соответствующие экстренные регуляторы. В связи с этим реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками, которые может предоставить система макроэкономических показателей развития региона. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, т.е. для него должны быть предусмотрены регуляторы прямого воздействия на объект управления [7].
Итак, важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических показателей и индикаторов [9, с. 112-113].
Общие сведения о регионе характеризуют географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов-потребителей продукции), природные ресурсы, тип природно-климатической зоны. При этом характеризуется административно-территориальное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, анализируется место ведущих отраслей в экономике региона [4, с. 15]. На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов.
В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование валового регионального продукта, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставку банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов [10, с. 110].
Дополнительными и конкретизирующими характеристиками регионов и стран в целом могут являться различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности).
Существуют и другие группировки макроэкономических индикаторов развития регионов. В частности, Международный банк реконструкции и развития предлагает 26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние страны (региона). Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевых макроэкономических показателей [16, с. 108-109].
Согласно методике Международного банка реконструкции и развития всю совокупность индикаторов развития регионов можно представить следующими группами:
1. Экономические индикаторы, к которым относятся: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.
2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамика номинальных и реальных доходов; структура доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.
Для обобщающей оценки уровня развития и качества жизни людей (социального развития региона) программой развития ООН рекомендуется показатель «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала дает самую общую интегральную оценку уровня социального развития страны и региона. Он включает в себя:
- доход, измеряемый ВВП (ВРП) на душу населения с учетом различной покупательной способности в различных регионах;
- продолжительность жизни, измеряемую ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;
- знания, или уровень образования, измеряемые числом грамотных лиц или длительностью школьного образования, числом лиц с высшим специальным образованием.
3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.
4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.
5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние в регионе:
- трудового потенциала, отражающего численность трудовых ресурсов, половозрастной состав и профессиональный уровень их подготовки;
- природно-ресурсного потенциала, характеризующего наличие природных богатств (земельных ресурсов, лесов, полезных ископаемых, воды, прочих видов ограниченных природных ресурсов и условий окружающей среды);
- производственного потенциала, анализирующего в самом общем виде производственные мощности: стоимостную оценку капитальных ресурсов, материальных оборотных средств, ноу-хау и др.;
- потенциала инфраструктуры, отражающего показатели развития социальной, производственной, управленческой, экологической и рыночной инфраструктуры.
Систематизация сведений об используемых в настоящее время макроэкономических индикаторах позволила объединить их в три основные группы: индикаторы в сфере производства, в финансовой сфере, в социальной сфере. Полученный таким образом перечень макроэкономических индикаторов представлен на рис. 1.
Рисунок 1 - Группы макроэкономических показателей
Таким образом, существует множество индикаторов, призванных количественно охарактеризовать весьма многообразные явления и процессы, происходящие в регионе. Ни одно из этих явлений (например, безработица и занятость) и ни один из таких процессов (например, производство) невозможно охарактеризовать с помощью какого-либо одного макроэкономического индикатора.
На наш взгляд, как нельзя выстроить ряд процессов, происходящих в экономике, по степени важности, так и нецелесообразно пытаться построить такой ряд из макроэкономических индикаторов. Действительно, не один аналитик не будет априори ограничивать сферу оценки социально-экономического положения исключительно производством или инвестициями, или потреблением. В поле зрения аналитика должны попасть и производство, и инвестиции, и потребление и множество других процессов и явлений. Без этого невозможно сделать адекватные выводы о социально-экономическом развитии региона в целом. Аналогично, учитывая все многообразие явлений и процессов, происходящих в социально-экономической сфере региона, целесообразно охватить исследованием те макроэкономические индикаторы, интерпретация значений которых поможет ответить на вопросы, стоящие перед исследователем.
Например, перед нами стоит задача – исследовать возможности использования налоговых рычагов с целью обеспечения развития региона. Какие макроэкономические индикаторы из приведенного выше перечня (рис. 1) целесообразно исследовать? Декомпозиция сформулированной задачи позволяет разбить ее на составляющие:
- исследовать макроэкономические индикаторы развития региона;
- исследовать параметры налоговой политики, проводимой на данной территории;
- исследовать взаимосвязь параметров налоговой политики и макроэкономических индикаторов развития регионов. Результаты такого исследования целесообразно представить в виде макроэкономической модели;
- обосновать направления изменения параметров налоговой политики с целью улучшения социально-экономического положения региона (о таком улучшении будет свидетельствовать достижение оптимальных (или близких к ним) значений макроэкономических индикаторов).
Для того, чтобы охарактеризовать уровень экономического развития региона целесообразно, на наш взгляд, изучить следующие макроэкономические индикаторы:
- объем валового регионального продукта (ВРП);
- объем ВРП на душу населения;
- темпы роста ВРП;
- темп роста инвестиций в основной капитал.
Для характеристики региональной налоговой политики целесообразно привлечь следующие данные:
- объем налоговых поступлений в региональный бюджет;
- индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет.
Данный перечень (как в первом, так и во втором случае) можно продолжить, однако рамки исследования диктуют именно такой выбор.
Рассмотрим сущность и значение макроэкономических индикаторов из приведенного перечня.
Объем ВРП определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институциональными единицами-резидентами региональной экономики. При этом валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных за тот же период времени (промежуточным потреблением).
ВРП является наиболее общим индикатором экономической активности и благосостояния регионов [17, с. 116]. Являясь основным показателем совокупного спроса и предложения, ВРП нуждается в качественном анализе, выявлении влияния и взаимосвязей его компонентов, прогнозных оценках на ближайшую перспективу [19, с. 90-91]. Анализ и прогнозирование ВРП обуславливается потребностью в изучении экономического роста, т.е. во взаимосвязанном анализе объемов производства и продаж, реальных доходов и занятости населения региона, улучшения его финансового положения и др.
В большинстве случаев, для сравнения уровня развития разных регионов экономисты используют показатели ВРП на душу населения. Для того чтоб найти ВРП на душу населения, нужно поделить показатель ВРП данного региона на численность населения этого региона. ВРП на душу населения дает представление о количестве товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя региона. Данный показатель – один из главных индикаторов развития региона. Ученые отмечают прямую зависимость занятости в экономики, средней заработной платы (т.е. показателей социального развития) и величины ВРП на душу населения. Вместе с тем, ВРП на душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая структура производства региона, качество выпускаемых товаров, эффективность расхода материалов и энергии на единицу продукции.
Немаловажной является оценка темпов роста ВРП и темпов роста инвестиций в основной капитал. Чем выше эти темпы, тем больше импульсов для развития получает экономика региона. В частности, инвестиции следует рассматривать как важный фактор экономического развития. Объемы инвестиий в экономике подвержены действию особого мультипликационного механизма, который умножает их воздействие на рост ВНП и ВРП. Таким образом, мультипликационный эффект инвестиций многократно повторяет исходный импульс. Аналогично рост налогов влечет за собой отнюдь не однократное снижение ВНП и ВРП.
Итак, ВРП и производные от него показатели являются наиболее общими индикаторами экономической активности и благосостояния регионов, т.е. чем выше уровень экономической активности, тем большим будет объем ВРП. В свою очередь уровень экономической активности определяется множеством факторов, и одним из таких факторов является уровень налогообложения. Поэтому и необходимо исследовать такие макроэкономические индикаторы, как объем налоговых поступлений в региональный бюджет, индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет, а также структуру налоговых поступлений в региональный бюджет.
Рассматривая особенности влияния налогов на развитие регионов, следует отметить их системный характер. С одной стороны, через налоги можно влиять на очень многие макроэкономические индикаторы. С другой стороны, налоги также являются и своеобразным макроэкономическим индикатором проводимого в регионе экономического курса: чем выше уровень налогового давления, тем более «жестким» является политика государства в отношении налогоплательщиков. Опираясь на данный тезис, можно с уверенностью утверждать, что изучение влияния налоговой системы на уровень экономической активности, который по прошествии определенного времени находит количественное воплощение в объеме ВРП, является весьма актуальным. Производительный сектор в стране не может функционировать под гнетом многократного налогообложения. Налоговым отношениям, как известно, присущи не только фискальная, но и регулирующая функции. Манипулируя объемом изъятий и объектами налогообложения, государство изменяет условия хозяйствования, побуждая экономических субъектов к принятию тех или иных инвестиционных решений, что находит отражение в значениях макроэкономических индикаторов регионов и страны в целом, в частности, в объемах ВРП и ВВП.
Учитывая важность налогового регулирования уровня экономической активности, ниже рассмотрены инструменты влияния налоговой политики на динамику макроэкономических индикаторов развития региона.