Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Особенности объекта и цели правоотношений, связанных с оказанием медицинских услуг
Как отмечалось выше, объектом правоотношений в рассматриваемой нами сфере является медицинская услуга, а точнее действия по ее предоставлению. Мы также уже отмечали, что медицинская услуга имеет определенные особенности, которые отличают ее от других услуг. Но перед тем как конкретизировать эти особенности, проанализируем, чем отличается медицинская услуга от такого понятия, как медицинская помощь.
Такое усложнение задачи вызвано тем, что в специальной литературе понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга» часто трактуются как синонимы. Это объясняется тем, что такое отождествление является присущим большинству международных актов, регулирующих отношения в данной сфере1. Дефиниция понятия «медицинская помощь» представлена в специальных словарях понятий и терминов Всемирной организации здравоохранения (ст. 3), в Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятой в Женеве 28 июня 1952 года (статьи 1, 2), в Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, заключенной в Париже 11 декабря 1953 года (статьи 1, 8-17), в Европейском кодексе социального обеспечения, принятом в Страсбурге 16 апреля 1964 года (часть II), в Конвенции о медицинской помощи и помощи в случае болезни, принятой в Женеве 25 июня 1969 года (пункты 1, 3), в Европейской социальной хартии, подписанной в Страсбурге 3 мая 1996 года (статьи 11-13), и других международных документах. В частности, в ст. 34 Европейского кодекса социального обеспечения определено, что медицинская помощь (услуга) предоставляется с целью поддержания, восстановления или улучшения здоровья и охватывает помощь врача общего профиля и врачей-специалистов, предоставляемую стационарным и амбулаторным больным, в т.ч. помощь на дому; стоматологическую помощь; пребывание в домах отдыха, санаториях или других медицинских учреждениях2.
Ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 3 термины «медицинская помощь» и «медицинская услуга» интерпретирует по-разному. Медицинскую помощью закон трактует как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
На наш взгляд, хотя данные термины во многом сходны, отождествлять их нецелесообразно. Для обоснования нашей точки зрения, прежде всего, сравним лингвистическое значение названных терминов. Слово «услуга» рассматривается как «действия, которые приносят пользу, помощь» 4. Слово «помощь» толкуется как содействие, поддержка (физическая, материальная, моральная и т.д.) в чем-либо; защита кого-либо; оказание влияния, которое дает нужные последствия, приносит облегчение, пользу; действие, направленное на поддержку, реализацию чьих-либо запросов или потребностей в чем-нибудь 5. Анализируя данные термины, мы приходим к выводу, что понятие «медицинская услуга» является более широким понятием, чем «медицинская помощь», а не наоборот, как это представлено в указанном законе.
Но даже и с этой точки зрения понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь» не полностью перекрывают друг друга. Они отличаются по определенным критериям. Кроме платы, есть еще один критерий, по которому можно отличить медицинскую помощь от медицинской услуги: это их цель, т.е. полезный результат. Если лицо обращается в медицинское учреждение для лечения болезни, то целью всех действий медицинского учреждения является улучшение здоровья человека, а результатом – отсутствие проявлений болезни. Фактически медицинское учреждение помогает человеку выздороветь. В случае, когда человек не имеет проявлений болезни, а желает лишь усовершенствовать отдельные черты своей внешности, результатом медицинского вмешательства будут эстетические изменения. Как еще один пример можно привести и эстетическую стоматологию. В стоматологической клинике пациенту устраняют не только дефекты зубного ряда, а еще и устанавливают металлокерамические протезы, которые имеют гораздо лучший вид по сравнению с собственными зубами пациента. Мы считаем, что медицинская помощь всегда направлена на достижение лечебного, диагностического или профилактического результата. При оказании медицинской услуги может достигаться не только лечебный (восстановительный) результат, но еще и дополнительный эстетический эффект. То есть в пределах медицинской услуги может предоставляться и помощь, и дополнительная услуга эстетического характера. Таким образом, медицинскую помощь можно считать частью медицинской услуги.
Учитывая изложенное, считаем, что медицинскую услугу целесообразно рассматривать как вид профессиональной или хозяйственной деятельности медицинских учреждений (организаций) и физических лиц-предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой, включающей применение специальных мер в отношении здоровья, результатом которых является улучшение общего состояния или функционирования отдельных органов или систем организма человека, а также (или) достижение определенных эстетических изменений внешности.
Учитывая признаки, присущие большинству нематериальных услуг, которые мы обозначили в предыдущем подразделе, а также научные взгляды ученых относительно правовой сущности медицинских услуг, можно выделить такие особенности медицинских услуг:
во-первых, медицинская услуга всегда направлена на особое благо физического лица – здоровье. То есть с помощью медицинской услуги чаще всего можно достичь оптимального для организма человека состояния. Положительный результат может выражаться как в улучшении, так и в поддержании состояния здоровья;
во-вторых, ожидаемый полезный результат медицинской услуги как деятельности услугодателя не может быть им полностью гарантирован. В большинстве случаев исполнитель медицинских услуг не может гарантировать пациенту достижения определенного желаемого результата, например, полного выздоровления онкобольного, однако даже отрицательные результаты лечения не означают факт непредоставления медицинских услуг. По этому поводу справедливо высказался проф. С.Н. Шишков, который считает, что «необходимо различать результат деятельности исполнителя, то есть собственно услугу, и тот результат, который желает достичь заказчик с помощью услуги» 6. В большинстве случаев, желаемый для пациента результат, например, полное излечение артрита, находится за рамками договора по оказанию платных медицинских услуг. То есть риск недостижения желаемого результата, если иное не предусмотрено соглашением сторон, возлагается на самого пациента, что обусловлено спецификой таких услуг. Субъект оказания медицинских услуг может только прогнозировать (в т.ч. в процентном отношении), как те или иные действия медицинского характера повлияют на состояние здоровья пациента 7. Поэтому гарантировать исполнитель медицинских услуг может лишь надлежащее исполнение им оговоренных соглашением (планом лечения) медицинских действий. Кроме того, как отмечалось выше, достижение полезного эффекта (полное выздоровление или значительное улучшение состояния здоровья) в значительной степени зависит от организма и поведения самого пациента. Даже при благоприятном прогнозе из-за несоблюдения пациентом указаний лечащего врача выздоровление может и не наступить;
в-третьих, медицинская услуга не подлежит полной стандартизации, поскольку характер действий субъекта оказания медицинской услуги может существенно отличаться в зависимости от множества различных факторов (запущенности болезни, возраста пациента, особенностей анатомического строения его тела и т.д.);
в-четвертых, к медицинской услуге со стороны государства предъявляются повышенные требования путем выдвижения определенных требований к субъектам их предоставления (в частности, субъект оказания медицинских услуг должен соответствовать единым квалификационным требованиям, иметь лицензию на занятие медицинской практикой, систематически проходить аккредитацию).
Кроме того, к этим особенностям можно добавить то, что медицинская услуга неразрывно связана с личностью исполнителя, ее качество напрямую зависит от профессионализма медицинских работников, уровня технического оснащения медицинского учреждения и т.д. Следует отметить также и имущественный характер медицинской услуги. Однако, по нашему мнению, последние две особенности не имеют столь существенного юридического значения, как первые четыре.
Таким образом, правоотношения по предоставлению медицинских услуг характеризуются особыми объектом – медицинской услугой, целью которой является улучшение или поддержание состояния здоровья. Здоровье является специфическим правовым явлением, а в гражданско-правовом смысле – личным нематериальным благом человека, которое не может быть передано другому лицу или использовано иным образом, поскольку не имеет экономического смысла.
Источники:
1. Международные законодательные акты: Сбор. док. – М.: ЭКСПРЕСС-М, 2010. – 859 с.
2. Тихомиров А.В. Медицинская услуга: Правовые аспекты. – М.: ФИЛИНЪ, 2011. – С. 52-53.
3. СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 4105.
4. Ожегов И.С. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1990. – 752 с.
5. Там же. С. 540.
6. Шишков С.Н. Будет ли в России Медицинский кодекс? // Российская юстиция. – 2010. – № 1. – С. 39.
7. Пушков Г.С. Проблемы доказательства вины медицинских работников при рассмотрении гражданских исков. Практика гражданских судов // Качество медицинской помощи. – 2009. – № 4. – С. 73.