Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Общие положения и классификация прав человека в сфере охраны здоровья
Одним из основных вопросов, исследуемых в рамках гражданско-правового регулирования оказания медицинских услуг, является нормативно-правовое обеспечение прав человека в сфере медицинской деятельности. Можно даже сказать, что от того, насколько качественной является юридическая база по правам человека в сфере здравоохранения, насколько каждый отдельно взятый человек может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зависит успешное динамичное развитие государства в целом1. Государство может иметь достаточно основательное законодательство в области прав человека в сфере здравоохранения, но это не является залогом реализации задекларированных прав отдельно взятой личности. Причин здесь может быть множество, но одна из ключевых – нерешенные проблемы обеспечения прав человека в сфере медицинской деятельности. Действительно, наиболее качественные, но не подкреплены системой обеспечения, правовые нормы в сфере здравоохранения остаются лишь декларациями, т.е. нормами, которые не сопровождаются созданием системы их реализации, охраны и защиты.
Права человека в сфере охраны здоровья – это предусмотренные международным и внутригосударственным нормативно-правовыми актами положения, которые гарантируют человеку охрану здоровья и оказание медицинской помощи при возникновении заболевания. Среди международно-правовых документов, содержащих положения, посвященные правам граждан в сфере медицинской деятельности, необходимо выделить Всеобщую декларацию прав человека, принятую на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.2. Ст. 25 указанной декларации провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Учитывая теоретико-правовое разделение права на объективное (установленное, гарантированное и обеспеченное государством) и субъективное (определенное как мера юридически возможного поведения) 3, важно осознать, что предложенное выше определение прав человека в сфере охраны здоровья – это вариант объективного права. В то же время не менее важно ориентироваться в вопросах субъективных прав человека в сфере медицинской деятельности. В связи с этим можно дать определение субъективного права человека в сфере медицинской деятельности, под которым следует понимать меру возможного поведения человека, направленного на использование норм права, содержащихся в законодательстве об охране здоровья. В социально ориентированном государстве, к которому стремится Россия, вопросам юридического обеспечения субъективных прав человека должно быть уделено особое внимание. Поэтому, без сомнения, стоит согласиться с мнением, что любое субъективное право имеет социальную ценность настолько, насколько его можно реализовать4. Исходя из этого, осуществление конституционных прав, свобод и интересов граждан означает возможность требовать от других лиц действий, соответствующих содержанию реализованных ими прав.
Правовой статус, как характеристика прав, свобод и обязанностей гражданина в сфере медицинской деятельности, характеризуется определенными особенностями. Выделяют несколько видов правовых статусов:
1. Общий правовой статус гражданина в сфере охраны здоровья – это перечень прав, обязанностей и ответственности, характерный для всех граждан Российской Федерации. Прежде всего, без сомнения, речь идет о нормах Конституции Российской Федерации, ст. 41 которая определяет, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь»5. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.
2. Специальный правовой статус человека в сфере охраны здоровья – это перечень прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий отдельным категориям людей (беременные женщины и матери, несовершеннолетние, военнослужащие, граждане пожилого возраста, инвалиды и др.). Например, ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет приоритет охраны здоровья детей 6.
3. Индивидуальный правовой статус человека в сфере охраны здоровья – это перечень прав, обязанностей и ответственности в области медицины, присущий конкретному индивиду. Следует отметить, что индивидуальный правовой статус человека – наиболее динамичный вариант правового статуса, поскольку он зависит от профессии, возраста, пола человека 7. Стоит отметить значительную степень сходства правового содержания индивидуального правового статуса человека и субъективного права человека в сфере охраны здоровья.
Как уже отмечалось, большое значение для юридической регламентации медицинской деятельности имеет обеспечение прав человека в сфере охраны здоровья. Действительно, любое право человека в области медицины может быть реализовано только в том случае, когда оно дополнительно обеспечивается адекватным механизмом. Идеальный вариант – наличие подзаконного акта, в котором прописан механизм осуществления конкретного права человека. В целом обеспечение прав человека в сфере охраны здоровья является системой организационно-правовых средств, предназначенных для реального воплощения в жизнь прав человека, содержащихся в нормативно-правовых актах, посвященных регулированию медицинской деятельности8. На наш взгляд, необходимо различать следующие направления обеспечения прав человека в сфере охраны здоровья:
- нормативно-правовое обеспечение, т.е. создание юридических документов, содержащих механизмы реализации прав граждан;
- организационное обеспечение, под которым понимают создание условий, при которых становится возможной реализация прав граждан;
- финансово-экономическое обеспечение, подразумевающее увеличение расходов на здравоохранение в бюджетах разных уровней, реализацию целевых программ;
- информационное обеспечение, т.е. деятельность средств массовой информации, направленную на информирование граждан о своих правах.
В зависимости от источника обеспечения, выделяют следующие уровни обеспечения прав человека в сфере охраны здоровья: международный, общегосударственный, местный 9.
В юридической литературе также предлагается разделение прав в области здравоохранения по субъекту реализации этих прав 10. В соответствии с этим критерием выделяют основные, специальные и особые права человека в сфере охраны здоровья. Первую группу прав составляют основные права, которые принадлежат всем людям, закрепленные Конституцией РФ, международными актами, содержащими нормы, направленные на развитие человека, защиту от неправомерного посягательства на его здоровье, а также его укрепление. Вторую группу составляют специальные права человека в сфере охраны здоровья, которые приобретают все, кто обратился за медицинской помощью в учреждения здравоохранения. В этом случае человек приобретает статус «пациента» и становится субъектом специфических гражданско-правовых отношений. Третью группу составляют права, присущие отдельным категориям физических лиц, обладающих специфическими признаками. Законодатель к таким особым признакам относит возраст, состояние здоровья, занятия определенными видами деятельности, проживание в определенных районах и другие.
Прогресс медицинской науки и практики, особенно в течение XX в., обусловил возможность лечения ряда очень сложных заболеваний, позволил человечеству познать и регулировать тончайшие биологические процессы. В то же время, к сожалению, далеко не все достижения системы здравоохранения характеризуются положительными результатами. Медицинские работники не могут сегодня, хотя это и невозможно в принципе, гарантировать обязательное выздоровление, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности для больных людей. Такие обстоятельства могут приводить к юридическим конфликтам между интересами пациентов и врачей, когда нарушаются права субъектов правоотношения, связанного с предоставлением медицинской услуги.
В связи с множеством возможных ситуаций нарушения прав субъектов правоотношений, связанных с предоставлением медицинской услуги, при которых могут противопоставляться интересы различных субъектов в сфере здравоохранения, изучение природы юридических конфликтов в медицине является крайне необходимым. При этом условием инициирования процедуры юридического конфликта является использование пациентом одного из многочисленных вариантов защиты своих прав как потребителя медицинских услуг.
Особенностью профессиональной медицинской деятельности является наличие достаточно большого количества оснований для возможного недовольства пациентов в связи с нарушением их прав как потребителей медицинских услуг. Даже малейшее отклонение от результатов, которые ожидает пациент, способно повлиять на возникновение конфликтной ситуации. Когда речь идет о жизни и здоровье, то человеческое сознание, эмоции находятся в особом напряженном состоянии. Действительно, ошибки могут случаться в любой сфере деятельности человека, однако ни в одной другой отрасли они не приобретают такого весомого значения, как в медицине. Охрана здоровья, согласно общепринятому определению, занимается охраной здоровья человека, и поэтому любые отклонения от нормальных показателей, критериев правильности лечения и его результатов приобретают значительный общественный резонанс. В связи с этим государством предпринимаются меры по защите прав потребителей в сфере охраны здоровья. В частности, основным нормативным актом, регулирующим проведение контроля в этой сфере, является Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».
Источники:
1. Гладун З.С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели // Государство и право. – 2010. – № 2. – С. 118.
2. Международные законодательные акты: Сбор. док. – М.: ЭКСПРЕСС-М, 2010. – С. 149-162.
3. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. – Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1974. – С. 112.
4. Гладун З.С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели // Государство и право. – 2010. – № 2. – С. 122.
5. Российская газета. № 237. 1993, 25 дек.
6. СЗ РФ. 2011. № 46. Ст. 4105.
7. Акопов В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. – М.: Издательство ПРИОР, 2011. – С. 42.
8. Акопов В.И., Бова А.А. Юридические основы деятельности врача: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов. – М.: Экспертное бюро-М, 2009. – С. 119.
9. Афанасьева Е.Г. Права пациента и некоторые проблемы медицинской этики в США. – М.: ИНИОН РАН, 2011. – С. 116.
10. Балло А.М., Балло А.А. Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред. – СПб.: Изд-во «БиС», 2011. – С. 39.