Что в статистике понимают под индексом?

Индекс (лат. index – показатель, список) – относительный показатель, который отражает соотношение величин любого экономического явления.

В практике статистического и экономического анализа применяют два вида индексов: индивидуальные и общие.

Индивидуальные индексы получают сравнением двух уровней одноименных показателей во времени (сравнение в динамике) или в пространстве (сравнение по территории). Сравнение уровней одноименных показателей во времени устанавливает, как изменился уровень определенного явления за исследуемый период относительно уровня, взятого за базу сравнения, то есть с его помощью измеряют динамику явления. Индивидуальные индексы могут быть получены сравнением за два периода уровней урожайности сельскохозяйственных культур, заработной платы, себестоимости продукции и т.д. Величину (признак), с которым сравнивают, называют базой сравнения (базовым уровнем), а величину (признак), которую сравнивают, – отчетным уровнем.

Для исследования изменения сложных явлений во времени используют общие индексы. Сложные общественные явления – следствие влияния нескольких факторов, а поэтому одной из важнейших задач индексного метода является устранение влияния этих факторов на общий размер явления.

Индивидуальные индексы обозначают буквой с порядковым показателем индексированной величины.

Разновидности индексов

  • Индекс физического объема производства продукции – относительный статистический показатель, характеризующий изменение физической массы (количества) продукции. Данный показатель используется для оценки степени влияния изменения количества произведенной (реализованной) продукции на изменение объема ее производства (реализации) при условии учета цены продукции как постоянной величины базисного периода. Различают индивидуальный и сводный индекс физического объема производства продукции. Индивидуальный индекс рассчитывают для одного вида продукции. Сводный индекс физического объема производства продукции определяют для нескольких видов продукции по формулам среднеарифметического или среднегармонического индексов. Для исследования динамики физического объема продукции за несколько периодов строят ряды базисных и цепных индексов, в которых цену учитывают как неизменный фактор базисного периода.
  • Индекс промышленного производства – индекс объема производства, охватывающий производственные сектора экономики. Это средневзвешенная величина индексов обрабатывающей, горнодобывающей промышленности, коммунальных предприятий и строительства. Индекс промышленного производства базируется преимущественно на показателях физического объема; он исключает частные и государственные услуги.
  • Индекс паритета – показатель, с помощью которого устанавливают соотношение цен на товары и услуги промышленности, которые покупают производители сельскохозяйственной продукции, с одной стороны, и цен на продукцию сельского хозяйства – с другой. Западные экономисты различают индекс паритета в реальном и номинальном выражении. В первом случае индекс паритета предусматривает , что каждый год определенный объем производства сельскохозяйственных продуктов должен обеспечить их производителям получение определенного количества товаров и услуг и такого же реального дохода. Так, если фермер в 1912 г. продавал в городе бушель зерна (35,2 л) и покупал рубашку, то и сейчас он должен за 1 бушель зерна купить аналогичный товар. В номинальном выражении индекс паритета предусматривает , что соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и ценами на товары и услуги, которые потребляют фермеры, должен быть постоянным. Согласно этому показателю, с ростом цены рубашки в 3 раза, цена бушеля зерна также должна возрасти втрое. На практике индекс паритета в большинстве стран мира нарушается. Так, в США в 1988 г. цены, по которым фермеры покупали товары, выросли почти в 12 раз, а цены, по которым они продавали свою продукцию, – примерно в 6 раз по сравнению с базисным периодом (1912 г.).
  • Индекс конкурентоспособности промышленных товаров – показатель относительной конкурентоспособности товаров, которые экспортирует страна. Определяется сопоставлением обменного курса ее валюты с обменным курсом валюты страны-импортер а с поправкой на инфляцию, связанную с оптовым ценообразование м в промышленности.
  • Индексы динамики – совокупность индексов, которые используют для измерения степени интенсивности развития экономических явлений и процессов во времени. К ним относятся индексы динамики объемов производства, производительности труда, себестоимости, реализации товаров и др.
  • Индекс краткосрочных опережающих индикаторов – индекс, который использует правительство Великобритании для прогнозирования экономической конъюнктуры на 6 месяцев вперед.
  • Индекс концентрации доходов – показатель, характеризующий степень отклонения фактического объема распределения доходов населения и их дифференциацию. При равномерном распределении доходов индекс концентрации доходов приближается к нулю, а с ростом степени поляризации общества – к 1. Индекс концентрации доходов называют коэффициентом Джини.
  • Индекс человеческого развития – специальный совокупный индекс, который на основании соответствующих показателей дает обобщающую оценку человеческого прогресса. Такими показателями являются ВВП на душу населения, уровень образованности и средняя продолжительность жизни. Впервые данный индекс разработан в 1990 г. ООН. Индекс человеческого развития рассчитывают для мужчин и женщин, отдельных социальных и этнических групп, а также регионов. Показатель образованности в современных условиях определяют как грамотность населения с учетом среднего числа лет обучения, а показатель ВВП на душу населения – с учетом среднего мирового значения его на душу населения. В случае достижения страной высших мировых результатов по этому показателю рост доходов на душу населения рассматривают как уменьшение ее предельного вклада в человеческое развитие. Общепринятой является классификация, согласно которой страны с индексом человеческого развития менее 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 – средний, 0,8 и выше – высокий уровень развития.
  • Индекс розничных цен – ежемесячный показатель изменения среднего уровня цен на розничном рынке. Цены на предметы роскоши обычно во внимание не принимаются. Индекс розничных цен – индекс, рассчитанный как ежемесячный показатель изменения среднего уровня цен на розничном рынке. Цены на предметы роскоши обычно при расчетах данного индекса во внимание не принимаются. Данный показатель рассчитывается на основании динамики корзины потребительских товаров и услуг. Он является основным показателем уровня инфляции в стране.
  • Индекс цен внешней торговли – показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен экспортных (импортных) товаров во времени или в территориальном разрезе.
  • Индекс цен – относительный экономический показатель, который характеризует изменение совокупного (среднего) уровня цен. Используют индексы оптовых, розничных, экспортных и импортных цен. В основе индекса цен – определенный набор товаров, каждый из которых взят в определенном количестве и натуральном виде и примерно с однородным характером динамики цен. Определенную величину (фактическую, плановую или оценочную) предыдущего периода принимают за базу, а сравниваемые цены (фактическую, плановую) относят к этой базе. Так, если индекс розничных цен в Украине в 1992-93 гг. составлял 10000%, то это означает, что уровень всех розничных цен в 1993 г. по сравнению с 1992 г. вырос в 10000 раз. По официальным данным уровень потребительских цен в Украине по 1990-94 гг. вырос почти в 17 тыс. раз, а индекс реальных доходов населения снизился до 24,3%, что свидетельствует о значительно большем уровне роста потребительских цен. В последующие периоды реальные доходы населения вследствие роста потребительских цен еще больше снизились. В США за 1914-92 гг. средняя почасовая заработная плата увеличилась с 0,22 до 11,45 долл., а индекс потребительских цен – со 100 до 1396%, а индекс реальной почасовой заработной платы – с 100 до 373%.
  • Индекс уровня жизни – показатель, характеризующий динамику уровня реальных доходов населения, его отдельных групп. Индекс уровня жизни определяют с учетом изменения доходов населения и цен на потребительские товары и услуги для населения.
  • Индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику цен на товары и услуги потребительског о назначения. Определяется по формуле: Sсж=Сумма(q1*p1 )/Сумма(q1*p0), где q1 – количество товаров или услуг, приобретенных потребителем за определенный период (год), p1 – цена единицы товара (услуги) в этом же периоде, p0 – цена в прошлом (базисном) году. С помощью индекса стоимости жизни определяют динамику физического объема денежных доходов населения, его социальных групп, изучают динамику физического объема реальной заработной платы рабочих и служащих, следят за изменением физического объема реальных доходов населения, его социальных групп и групп с различным уровнем дохода на одного члена семьи. Определяют индекс стоимости жизни на основе набора определенного количества товаров и услуг и регулярного наблюдения за динамикой цен на них. Показатель индекса стоимости жизни введен ООН в международную статистику как один из показателей системы жизненного уровня населения, которая включает 12 групп показателей (раздел VIII – «Стоимость жизни и потребительские цены» содержит расчеты индекса стоимости жизни с использованием показателей заработной платы и цен на предметы потребления и услуги). Однако, как считают эксперты ООН, этот показатель нельзя рассматривать как всеобъемлющий показатель жизненного уровня населения.
  • Индекс рыночной концентрации – показатель, характеризующий уровень концентрации предприятий-агропроизводителей одного товара на определенном рынке. Индекс рыночной концентрации определяют как сумму квадратов процентных долей рынка, которые занимает каждое предприятие.
  • Индекс бедности – статистический показатель, характеризующий динамику средневзвешенной величины «черты бедности».
  • Индекс Бюро по изучению товарных рынков – это наиболее популярный товарный индекс в США.
  • Индекс «досадный» - индекс цен на мелкие группы товаров, которые резко, в большей степени чем товары, реагируют повышением цен на изменения в состоянии экономики. В связи с этим «досадный» индекс, или индекс цен на «неприятные» группы товаров, выше, чем индекс розничных цен.