Статистическая отчетность

Статистическая отчетность – особая форма организации сбора данных, присущая только государственной отчетности. Она проводится в соответствии с государственной программой статистических работ.

Государственная политика в области статистики направлена на создание единой системы учета и статистики на всей территории Украины и согласование ее с международными стандартами и методологией. Организация статистики в Украине осуществляется согласно Конституции Украины и определяется исключительно законами.

Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций (респондентов) в органы государственной статистики – либо в городские управления, либо прямо в районные, областные управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются: составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом Украины. Данные обобщаются по отраслям, организационно-правовым формам, формам собственности, территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются в Госкомстат Украины, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываются сводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формам собственности и т.д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводят дополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научных организаций.

Респонденты обязаны бесплатно, в полном объеме, по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки подавать органам государственной статистики достоверную статистическую информацию, в том числе с ограниченным доступом, и данные бухгалтерского учета.

Состав, объемы и методология расчетов показателей, адрес и сроки подачи статистической информации, определенные в отчетно-статистической документации, являются обязательными и не могут быть изменены без соответствующего разрешения органов государственной статистики.

Органы государственной статистики имеют право получать бесплатно, в порядке и сроки, установленные специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики, от всех респондентов, включая центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки, граждан – субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц, которые подлежат статистическим наблюдениям, и использовать первичные и статистические данные, данные бухгалтерского учета, другую необходимую для проведения статистических наблюдений информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом, а также пояснения, к ним прилагающиеся.

Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают в статистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр и название.

Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений, формы отчетности и инструкции по их заполнению, анкеты, переписные (опросные) листы, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации и др. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается органами государственной статистики Украины и периодически совершенствуется и изменяется. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством финансов Украины.

Отчетно-статистическая документация может выдаваться на бумажных, магнитных и других носителях или передавать с помощью средств коммуникаций.

Отчетность различается по периодичности: срочная – содержит данные за месяц и менее; квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций. Госкомстат Украины проводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики, хотя наряду с этим существует много специализированных по отраслям экономики форм отчетности.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. При невыполнении данных требований Статьей 186-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка подачи и использования данных государственных статистических наблюдений. Так:

  • Неподача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или подача их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием; необеспечение соответствующего состояния первичного учета; нарушение порядка ведения Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины – влечет за собой наложение штрафа на граждан – от трех до пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от десяти до пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
  • Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, осуществленные повторно на протяжении года после наложения административного взыскания, – влекут за собой наложение штрафа на граждан – от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от пятнадцати до двадцати пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
  • Нарушение порядка использования конфиденциальной информации, скрытие или перекручивание данных государственных статистических наблюдений, а также использование их в средствах массовой информации, для распространения в информационных сетях, на бумажных, магнитных и других носителях, в научных трудах и т.п. без ссылок на их источник – влечет за собой наложение штрафа наложение штрафа на граждан – от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, на должностных лиц и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от десяти до двадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельность, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков и кодирования на основании национальных статистических классификаций Украины (например, КВЭД) для включения в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) и отражения в государственной статистической отчетности.

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины – автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных обо всех юридических лицах, их филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся на территории Украины, а также об юридических лицах, их филиалах, представительствах и других обособленных структурных подразделениях, находящихся за пределами Украины и созданные с участием юридических лиц Украины.

Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины обеспечивает единый государственный учет и идентификацию всех перечисленных выше субъектов и является основой для проведения государственных статистических наблюдений.

Создание и введение Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, разработка организационных и методологических принципов его функционирования обеспечиваются органами государственной статистики.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие юридические лица, которые создают и ведут реестры и информационные базы данных о юридических лицах, бесплатно предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесения изменений в ЕГРПОУ.

Таким образом, отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данные отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания ее форм. Только при этом условии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержание отчетности – перечень форм, показателей – меняется со временем, но прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделов предприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные, если она стабильна.