Сравнительный анализ стратегического планирования и стратегического управления

Следует различать стратегическое планирование и стратегическое управление. Стратегическое планирование основывается на предположении, что современные тенденции развития окружающей деловой среды можно экстраполировать и на будущее. В этом случае представляется несложным определить основные параметры долгосрочного плана, выполнить прежде всего бюджетирование и рассчитать другие, базирующиеся на бюджете, разделы долгосрочного плана. Сформированный таким образом план возможно разбить на более короткие промежутки времени: год, квартал, месяц. Однако исходная предпосылка о неизменности тенденции развития деловой окружающей среды была справедлива для эпохи массового производства и сбыта.

К началу 30-х годов ХХ в. постепенно происходило насыщение спроса на потребительские товары. В этот период предприятия начали переключать внимание с производства на рынок, наметился переход от стандартной массовой продукции к дифференцированной. Главные задачи управления сместились в сторону продвижения моделей на рынок, рекламы, организации сбыта и других способов воздействия на выбор потребителей.

Ориентация на рыночную ситуацию потребовала иного отношения к задачам управления: их нужно было рассматривать не изнутри предприятия, а извне, в открытой перспективе. Изменения продукции происходили не столько революционно, сколько эволюционно. Появилась необходимость в долгосрочном планировании на основе ретроспективных данных. Основное внимание уделялось текущим характеристикам продукции и рынков, а не заботе о потенциале для поддержания уровня прибылей в будущем.

Все изменения, радикально менявшие обстановку, исходили главным образом от предприятий, бравших на себя ведущую роль и задавших стиль и темпы прогресса. Бизнес считает, что он держит свою судьбу в собственных руках.

В современных условиях, характеризующихся быстрыми, зачастую непредсказуемыми изменениями деловой окружающей среды, более приемлема идеология стратегического управления, которая основана на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказать долгосрочные тенденции. Именно турбулентность, нестабильность и, соответственно, непредсказуемость факторов окружающей среды привели к появлению стратегического управления как инструмента формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. Сравнительные характеристики стратегического планирования и стратегического управления приведены в таблице.

Сравнительные характеристики стратегического планирования и стратегического управления

Характеристика Стратегическое планирование Стратегическое управление
Цель Рассчитать результаты деятельности на долгосрочный период и определить ресурсы Обеспечить долговременные конкурентные преимущества
Главная задача Максимизировать прибыль Компенсация слабых сторон компании и использование сильных сторон, а также возможностей во внешней среде
Способ достижения цели Оптимальное использование ресурсов Установление соответствия с неопределенной и нестабильной деловой окружающей среды
Инструментарий Детерминированные математические модели различной степени сложности и детализированности SWOT-анализ, матричное позиционирование
Отношение к деловой окружающей среде Параметры деловой окружающей среды – исходные данные для расчетов Важнейший фактор для выбора стратегии
Критерии краткосрочной эффективности Рентабельность Устойчивость к изменениям деловой окружающей среды
Отношение к персоналу Один из ресурсов компании Важнейший и определяющий ресурс

Какие существуют разновидности систем стратегического планирования?

Выделяют четыре основные разновидности систем стратегического планирования: финансовое планирование (бюджетирование), долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегическое управление. Эти разновидности отражают эволюционный процесс системы стратегического планирования на предприятии: каждая разновидность возникала в определенные периоды двадцатого века, и каждая следующая разновидность базировалась на предыдущей. Обобщая основные черты стратегического управления, можно сделать вывод, что они таковы: внешняя, рыночная ориентация предприятия; разработка стратегии, направленной на потребителя; активный, наступательный характер деятельности предприятия (предприятие должно влиять на события среды, а не только пассивно реагировать на события внешней среды); долгосрочная направленность; интегрированный подход к разработке стратегии.

Как показывает анализ значения термина «стратегия», становление и развитие науки стратегического управления, которые не завершились до сих пор, предполагают постоянное противоборство взглядов и мнений сторонников и противников той или иной теории. Нет единого мнения и по вопросу необходимости применения стратегического управления для достижения успеха предприятия в долгосрочной перспективе.

Какие существуют методы стратегического планирования?

Главное отличие стратегического планирования от всех других видов планирования – принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне, т.е. переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации», предопределяет применение и новых методов, в частности анализ изменений внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.

Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, применение сценарного планирования, использование систем экспортных оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т.д. на различных этапах стратегического планирования применяются различные методы и ставятся разные задачи. Первым шагом является анализ перспектив предприятия, задачей которого является выявление тех тенденций, шансов, а также отдельных «чрезвычайных» ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

Вторым шагом является анализ позиций в конкурентной борьбе. Его задачей является определение того, насколько можно поднять результаты работы предприятия, улучшить в конкурентную стратегию в тех видах деятельности, которыми оно занимается.

Третий шаг получил наименование метода выбора стратегии: сравнение перспектив предприятия в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.

Если предприятие не может удовлетвориться нынешними возможностями, то применяется следующий шаг – анализ путей диверсификации. Его задачей является оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и определение новых видов, к которым предприятию следует перейти.

Rambler's Top100