Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
В чем состоит сущность понятия «стратегический менеджмент»?
Процесс развития предприятия не должен пониматься как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом исходя из требований и тенденций изменения среды. Это потребует четкого представления возможностей предприятия, умения правильного определения и выбора направлений развития, обоснования перспективных целей и способов их достижения и многое другое, что составляет сущность стратегического менеджмента, с помощью которого обеспечивается в целом поступательное развитие предприятия.
В общем виде стратегический менеджмент представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Стратегический менеджмент – область деятельности высшего руководства предприятия, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает предприятию конкурентные преимущества.
Как возникло понятие «стратегический менеджмент»?
Термин «стратегический менеджмент» был введен в научный оборот на стыке 60-70-х гг. Бытует мнение, что стратегическое управление было призвано отразить отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость такого выделения была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому менеджменту от оперативного менеджмента, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызовы внешней среды.
Процесс развития предприятия не должен пониматься как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом исходя из требований и тенденций изменения среды. Это потребует четкого представления возможностей предприятия, умения правильного определения и выбора направлений развития, обоснования перспективных целей и способов их достижения и многое другое, что составляет сущность стратегического менеджмента, с помощью которого обеспечивается в целом поступательное развитие предприятия.
В общем виде стратегический менеджмент представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Стратегический менеджмент – область деятельности высшего руководства предприятия, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает предприятию конкурентные преимущества.
Как возникло понятие «стратегический менеджмент»?
Термин «стратегический менеджмент» был введен в научный оборот на стыке 60-70-х гг. Бытует мнение, что стратегическое управление было призвано отразить отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость такого выделения была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому менеджменту от оперативного менеджмента, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызовы внешней среды.
Анализ специальной литературы убеждает в том, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического менеджмента. Существует целый ряд определений стратегического менеджмента, в которых авторы делают упор на различные его аспекты и особенности, приводящие к неопределенности границ понятия.
Дефиниция (т.е. установление содержания, сущности понятия) стратегического менеджмента предусматривает в настоящее время следующее:
стратегический менеджмент – это вид, сфера деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений на предприятии;
стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие предприятия с ее окружением;
стратегический менеджмент – это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.
И. Ансофф так определил содержание данного понятия: «деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач предприятия и с поддержанием ряда взаимоотношений между предприятием и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Стратегический менеджмент можно определить как такое управление предприятием, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения на предприятии, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет предприятию выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент – это реализация концепции, в которой объединяются целевой и интегральный подходы к деятельности предприятия, который дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации системы стратегии («стратегического набора»).
Стратегический менеджмент – это процесс, при помощи которого менеджеры осуществляют долгосрочное руководство организацией, определяют специфические цели деятельности, разрабатывают стратегии для достижения этих целей, учитывая наиболее существенные внешние и внутренние условия, а также обеспечивают выполнение разработанных соответствующих планов, постоянно развиваясь и изменяясь.
Стратегический менеджмент – многоплановый, формально поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, которые способствуют балансированию отношений между организацией, включая ее отдельные части, и внешней средой, а также достижению поставленных целей.
Стратегический менеджмент – это не четко определенный образ действий и тем более не конкретный план работ.
Стратегический менеджмент – это концепция выживания в определенных условиях, оно дает более или менее (в зависимости от используемой методологии, располагаемых ресурсов, качества выполнения работ и других факторов) конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить.
Стратегический менеджмент должно давать ответы на следующие три ключевых вопроса:
1. Каковы цели нашего предприятия?
2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?
3. Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?
Основами стратегического менеджмента являются:
1) анализ внешней среды предприятия;
2) внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;
3) определение миссии и целей организации;
4) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
5) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;
6) реализация стратегии;
7) оценка результатов и обратная связь.
В настоящее время стратегический менеджмент является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического менеджмента проявляется прежде всего в следующих двух формах.
Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо вообще не будет меняться, либо же в нем не будет происходить качественных изменений. Попытки составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно длительной перспективе, либо же попытки найти в исходный период решение на многие годы вперед, желание строить «на века» или приобретать «на долгие годы» - все это признаки нестратегического менеджмента. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая стратегического менеджмента. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.
Стратегический менеджмент в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом менеджменте как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.
Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе очень часто оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, так как их достижение зависит от возможностей, желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей – это какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может понести. То же, какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы означает полностью идти вразрез с принципами стратегическом управления.
В чем заключается сущность категории «стратегическое мышление»?
Зарубежные теории менеджмента прочили сложный путь, на котором возникали различные концепции и подходы, обусловленные изменения в понимании сущности и роли менеджмента. Как определяют ведущие специалисты, одной из доминирующих идей в менеджменте стало традиционное для процветающих предприятий – стратегическое мышление.
Содержание этого явления заключается в определении цели развития предприятия и способов его достижения, в обосновании необходимости наблюдения за внешней и внутренней средой (для определения цели и способов достижения), формирование стратегий и решений, а также осуществление действий с целью их осуществления.
Стратегическое мышление применительно к бизнесу означает способность увидеть его будущую идеальную модель, а значит, и новую измененную конфигурацию деятельности соответствующей организации. В практике менеджмента произошла смена ключевого принципа: вместо мышления «от прошлого к будущему» перешли к мышлению «от будущего – к настоящему и обратно».
Трансформация организации из нынешнего состояния в ее будущее состояние, которое соответствует стратегическому мышлению и стратегическому видению образа будущего бизнес-успеха, осуществляется посредством той или иной модели стратегического менеджмента.
Стратегический уровень и стратегическое мышление
Менеджеры процветающих предприятий ориентируются на стратегическое мышление, которое предусматривает определение потребностей потребителей, новых возможностей и угроз, конкурентных позиций, считая это такой обычной деятельностью, как и анализ ситуации внутри предприятия.
Стратегическое мышление основывается на осознании прежде всего руководителями и всем персоналом собственной ответственности за долгосрочное существование и развитие предприятия, необходимости соответствующего управления этим процессом и обеспечение всех видов деятельности на повышение конкурентоспособности, финансового успеха на протяжении длительного периода.
Стратегическое мышление управленческого персонала любого предприятия отображено в понятии «стратегический уровень предприятия».
Стратегический уровень – это система знаний о возможностях и ограничениях в развитии предприятия, которая реализуется в соответствующих стратегических решениях и действиях.