Какие существуют основные конкурентные стратегии?

По мнению М. Портера, любая конкурентная стратегия должна ориентироваться на преимущества уникальности или низких издержек.

Предприятие с небольшой долей рынка может достичь успеха посредством разработки четко сконцентрированной стратегии. Компания, имеющая большую долю рынка может преуспеть в результате преимущества по издержкам или дифференциации. «Наибольшая ошибка, - указывает М. Портер, - это не сделать свой стратегический выбор и застрять посередине. Это никогда не будет работать, потому что все эффективные стратегии включают приоритеты. Нельзя одновременно достичь низкой себестоимости и дифференцированности продуктов, так как последняя всегда обусловлена большими затратами». Таким образом, даже небольшое предприятие может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо конкурентной «нише», несмотря на то, что его общая доля на рынке будет незначительной.

Этим во многом объясняется факт гетерогенности (разнородности) конкурентных структур большинства отраслей, выраженной в эффективном сосуществовании малых и средних предприятий с крупными международными компаниями.

Одной из стратегий, которую предприятие может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. В этом случае предприятие создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное создание продукта связано с тем, что либо удовлетворяется какая-то необычная потребность определенной группы людей (в этом случае продукт предприятия очень специализирован), либо же создается специфическая система доступа к продукту (система продажи и доставки продукта). Проводя стратегию концентрированного создания конкурентных преимуществ, предприятие может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией.