С какой целью проводится анализ внутренней среды?

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Срезы внутренней среды:

1. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

- взаимодействие менеджеров и рабочих;

- наем, обучение и продвижение кадров;

- оценка результатов труда и стимулирование;

- создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

2. Операционных срез включает:

- коммуникационные процессы;

- организационные структуры;

- нормы, правила, процедуры;

- распределение прав и ответственности;

- иерархию подчинения.

3. В производственный срез входят:

- изготовление продукта;

- снабжение и ведение сельского хозяйства;

- обслуживание технологического парка;

- осуществление исследований и разработок.

4. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

- стратегия продукта, стратегия ценообразования;

- стратегия продвижения продукта на рынке;

- выбор рынков сбыта и систем распределения.

5. Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

- поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

- создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая должна подвергаться самому серьезному изучению.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Анализ внутренней среды предприятия должен осуществляться с учетом тенденций, которые сложились во внешней среде. В процессе этого анализа проверяется вся система хозяйствования предприятия и отдельных его подсистем относительно реализации возможностей, которые внешняя среда предоставляет предприятию, а также внедряются меры по предотвращению и уменьшению угрозы его существования, т.е. выявляются сильные и слабые стороны с оценкой вероятности реализации первых и преодоление последних.

Анализ «стратегического уровня» предприятия – это анализ, в котором внутренние характеристики рассматриваются в сравнении с параметрами деятельности других, в первую очередь процветающих предприятий.

Функция финансов и бухгалтерского учета имеет дело с денежными аспектами бизнеса. Бухгалтерский учет включает сбор, обработку и анализ финансовых данных, а финансы – управление средствами в плане их рота и расхода. Этот элемент включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Исследование, развитие и изобретения объединены в одну функцию, которая имеет дело с развитием продукта и процесса производства. В динамическом и конкурентном рынке развитие продукта является наиболее важным фактором для выживания фирмы на долгосрочном периоде.