В чем заключается сущность и особенности SWOT–анализа?

При разработке стратегий недостаточно только проанализировать влияние внутренней и внешней среды, необходимо также обосновать значение и уровень влияния факторов на дальнейшее развитие организации. Для этого все факторы необходимо разделить на негативно и позитивно влияющие и оценить механизм и результаты этого влияния.

Стратегический баланс – это определенное объединение негативно и позитивно влияющих на деятельность предприятия факторов (угроз и возможностей), которые объективно существуют во внешнем окружении предприятия и субъективно оцененные руководителями, с относительно сильными и слабыми сторонами в функционировании предприятия. Необходимо учитывать, что наибольшие угрозы возникают в том случае, когда негативное развитие ситуации в среде накладывается на слабые стороны организации. Возможности организации – это ситуации во внешней среде, имеющие позитивное влияние, при которых предприятие имеет возможность проявить свои сильные стороны. Необходимо своевременно выявлять угрозы с целью предотвращения кризиса предприятия, а знания про потенциальные возможности дает возможность заблаговременно подготовиться к их использованию с наибольшим эффектом. Составление стратегического баланса получило название SWOT–анализ.

Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

В качестве особенностей SWOT–анализа можно отметить следующие:

- субъективность характера подбора факторов, составляющих сильные и слабые стороны предприятия по степени их важности, а также специфику восприятия менеджерами влияния факторов внешней среды;

- вероятность и риск отнесения факторов к той или другой группе (прошлые преимущества в будущем могут стать недостатками и, наоборот);

- быстро изменчивая среда требует постоянного к себе внимания.

К отдельным элементам SWOT–анализа можно отнести:

- сильные стороны (strength) – внутренние возможности (навыки, потенциал) или ресурс, которые могут обусловить формирование конкурентных преимуществ;

- слабые стороны (weaknesses) – виды деятельности, которые предприятие осуществляет не очень хорошо или ресурсы, которые используются нерационально;

- возможности (opportunities) – альтернативы, которые может использовать предприятие для достижения стратегических целей;

- угрозы (threats) – какие-либо процессы или явления, которые препятствуют движению предприятия в направлении достижения своей миссии и целей.

SWOT–анализ – это своеобразная форма анализа; он не содержит конечной информации для принятия управленческих решений, но дает возможность упорядочить процесс осмысления всей имеющейся информации с использованием собственных мыслей и оценок.