Основы конкурентоспособности предприятия

Современные условия хозяйствования предъявляют новые требования к поведению предприятия. Эти требования обусловлены влиянием внешнего окружения, изменением форм собственности предприятий, методов государственного регулирования их деятельности, необходимостью повышения конкурентоспособности предприятий.

Под конкурентоспособностью понимается обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами положение предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Поскольку конкурентоспособность имеет системный характер, то под конкурентоспособностью предприятия также следует понимать такую системную организацию во времени и пространстве человеческих, материальных и нематериальных элементов деятельности предприятия, которая обеспечивает этому предприятию преимущество в конкурентной борьбе с другими аналогичными предприятиями. Это характеристика предприятия основанная на анализе аспектов производственно-хозяйственной деятельности позволяющая определить сравнительные преимущества предприятия в конкурентной борьбе. Понятно, что рыночная сила предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами – а именно:

- эффективности системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры);

- уровня цен на реализуемую продукцию, зависящего от себестоимости производства и реализации продукции предприятия;

- качественных характеристик производимой продукции.

Так, например М.Портер отмечал, что конкурентное преимущество предприятия зависит от: базирования в странах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки; если в стране базирования предприятия имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях; возможности постоянных капиталовложений; совпадения интересов владельцев, менеджеров и персонала.

За счёт своих преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, увеличить собственные объёмы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счёт манипулирования объёмом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).

Уровень конкурентоспособности предприятия характеризуется влиянием двух основных элементов – условий внутренней среды и условий внешней среды, которые действуют во взаимосвязи и взаимозависимости. Если элементы внутренней – различные аспекты организационной работы предприятия, осуществляющие своё влияние на конкурентоспособность непосредственно, то влияние условий внешней среды не всегда можно определить сразу.

Анализ внешней среды даёт организации возможность оценить целевой климат и выявляет современные требования со стороны потребителя к продукту и услугам (речь в настоящее время может идти только о комплексе (ассортименте) продуктов и услуг (системе сервиса), которые эффективно решают его задачу, а также даёт организации возможность своевременной реакции на появившиеся на рынке угрозы для предприятия и способность к разработке мероприятий, которые в состоянии не только учесть и предотвратить эти угрозы, но и извлечь из ситуации новые выгодные возможности. Совокупные элементы внешней среды можно объединить в несколько групп: государственное регулирование экономикой; монополизация экономики; товарные рынки; рыночная инфраструктура; природно-ресурсный потенциал страны, отрасли; трудовые ресурсы страны, отрасли; производственная база страны, отрасли; кредитно-финансовая система страны, отрасли; социальная ситуация; экономическая интеграция.

Следует отметить, что совокупность политических, социально-экономических, финансовых, культурно-исторических и организационно-правовых условий, сложившихся в настоящее время в Украине, такова, что в большинстве случаев не может повлиять на повышение конкурентоспособности предприятия. Её повышение практически невозможно без модернизации, технического переоснащения предприятия, что, в свою очередь влечёт за собой потребность в инвестиционных ресурсах. Рассчитывать на привлечение инвестиций можно только при условии создания благоприятного инвестиционного климата, основными факторами которого являются: прибыльность на уровне, отвечающем степени риска, и уменьшение степени этих рисков; прогнозируемая и стабильная налоговая политика с оптимальным уровнем налогов; надёжные гарантии и защита прав инвесторов. Также необходимо добавить, что в настоящее время внешняя среда для предприятия стала более однородной по напряжённости конкурентных отношений. Если ранее конкурентоспособность выстраивалась на эффективности систем продвижения товара по территориям, то в настоящее время любой товар можно получить в любом регионе. Такое положение усиливает требование к гибкости, адаптированности, инновационности поведения предприятия. Только тогда предприятие способно генерировать многообразие товаров, и, главное, форм поведения по отношению к клиенту и на этом строить свою конкурентоспособность.

Анализ внутренней среды компании и связанных с нею структур позволяет оценить их потенциал в реализации стратегий. Также элементы внутренней среды с точки зрения конкурентоспособности предприятия. Характеризуют возможность и эффективность адаптации производителя к условиям внешней среды. Именно эти элементы представляются наиболее значимыми для обеспечения прочных конкурентных позиций предприятия, поскольку эти элементы выступают объектом активного регулирования со стороны самого предприятия. Элементы внутренней среды можно разделить на шесть групп:

1) структурные, образуемые при проектировании организации;

2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развития организации;

4) управленческие;

5) рыночные;

6) эффективности.

Элементы внутренней и внешней среды могут быть описаны определёнными характеристиками, позволяющими оценить уровень и состояние элемента, и дополнены соответствующими факторами, влияющими на конкурентную среду. Так, например внутренняя среда определяет своё множество факторов: техническое перевооружение, изменение системы оплаты труда, ускорение оборачиваемости оборотных средств за счёт более рациональной организации производства и др.

Использование факторов как инструментов воздействия позволяет формировать и менять конкурентоспособность предприятия и оказывать целенаправленное воздействие на конкурентную среду. Решение организационных вопросов обеспечения конкурентоспособности предприятия как раз и должно корреспондироваться с тем инструментарием воздействия, который находится во власти аппарата управления. То есть вопросы построения системы организационного обеспечения конкурентоспособности должны быть тесно связаны с факторами воздействия на конкурентоспособность. Таким образом, можно сформулировать в качестве основной задачи формирования организационного воздействия построение специального организационно-экономического механизма, обеспечивающего ориентацию всех необходимых звеньев предприятия на обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции и поддержание производственного потенциала страны.

Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности состоит из следующих подсистем:

- определение цели - повышение конкурентоспособности предприятия;

- обеспечение единства целей и действий как всего предприятия, так и отдельных его звеньев, то есть совпадение глобальных и локальных критериев деятельности производственного коллектива;

- анализ факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности предприятия;

- прогноз развития предприятия с учётом риска реализации разработанных мероприятий;

- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;

- внедрение и реализация мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия;

- оценка эффективности разработанного механизма повышения конкурентоспособности предприятия;

- корректировка разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

Реализация всех этих подсистем позволит создать эффективно действующий механизм внутри предприятия. Организационно-экономический механизм должен иметь такие полномочия, которые позволяли бы ему эффективно влиять на организацию всех материально-финансовых потоков внутри предприятия, на оценку целесообразности этих потоков с позиции выпуска конкурентоспособной продукции.

Конкурентоспособные продукты – это результат функционирования конкурентоспособной организации, способной их создать, изготовить и обеспечить необходимый уровень потребления у заказчиков. Основным является – имеющийся потенциал, умение его эффективно использовать и развивать.

Конкурентоспособность организации не является постоянной характеристикой: она определяет способность вести успешную конкурентную борьбу, противостоять в определенный период основным конкурентам. Изменения во внешней и внутренней среде обуславливают изменения конкретных преимуществ относительно других предприятий отрасли.

Исходя из этого, можно утверждать, что конкурентоспособность организации – это понятие относительное, так как его можно определить только на основе сопоставления отдельных характеристик предприятия с характеристиками других, аналогичных предприятий. Конкурентоспособность предприятия зависит от объекта сравнения, а также от факторов, которые применяются для оценки конкурентоспособности. Нельзя говорить об абсолютной конкурентоспособности предприятия: оно может быть «номером один» в своей отрасли в национальной экономике и быть неконкурентоспособным на международных рынках.