Конкурентный статус предприятия. Методы определения, факторы и показатели

Одной из наиболее полных характеристик результативности экономических процессов и основой оценки системы стратегического управления является уровень конкурентоспособности предприятия. Следовательно, принимаемые предприятием стратегические решения направлены, помимо прочего, на достижение высокого уровня конкурентоспособности. Достижение этих целей должно базироваться на всестороннем анализе места предприятия на рынке среди конкурентов. Таким образом, одним из важнейших аспектов стратегического анализа является оценка конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность (англ. competitive strength) – способность предприятий отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей (потребителей) в сравнении с аналогичными товарами, реализуемыми конкурентами. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством реализуемого товара (услуги), его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров (услуг).

Подходы к оценке факторов конкурентоспособности изменялись на протяжении времени. Отдельные исследователи выделяют три этапа в истории определения уровня конкурентоспособности:

1) в период домонополистического капитализма уровень конкурентоспособности экономических систем обусловливался обеспеченностью факторами производства, то есть ресурсным потенциалом;

2) в период монополистического капитализма и государственно-монополистического капитализма уровень конкурентоспособности определялся возможностью привлечения инвестиционных ресурсов;

3) на современном этапе уровень конкурентоспособности определяется количеством и качеством конкурентных преимуществ.

К оценке конкурентоспособности фирм и компаний в промышленно развитых странах применяют разные подходы. Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой – стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий – эффективность использования потенциала компании. Четвертый – эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый – усилия в области повышения качества товаров и т. д. Как будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно.

Существующие методики оценки конкурентоспособности предприятия можно условно разделить на две группы:

1) методики, основанные на качественном анализе конкурентоспособности;

2) методики, основанные на количественной оценке конкурентоспособности.

Среди наиболее распространенных методик первой группы следует выделить ранее проанализированные модели «Бостонской консалтинговой группы», матрицу McKinsey, SWOT-анализ, их аналоги и комбинации. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков этих методик, детальное сопоставление описанных в научной литературе результатов их применения позволили сделать вывод о некоторых присущих им ограничениях. В частности, в моделях McKinsey и SWOT-анализа предлагается выбирать стратегию предприятия по результатам детального анализа всего комплекса элементов, характеризующих его позицию на рынке. При этом оценка влияния указанных элементов имеет описательный качественный характер, вследствие чего снижается объективность оценки конкурентоспособности и выбора стратегических альтернатив.

Во второй группе методик, позволяющих количественно оценить уровень конкурентоспособности, следует выделить: метод рангов, баллов, суммы мест, сравнительных преимуществ, оценки рыночной доли, метод, основанный на теории эффективной конкуренции и метод, основанный на экспертных оценках. Несмотря на подобную многоаспектность методик оценки уровня конкурентоспособности система формирования показателей конкурентоспособности требует совершенствования в силу следующих причин:

1) большинство методов дают недостаточно объективную оценку конкурентных позиций предприятий на рынке, поскольку не учитывают важные экономические параметры деятельности предприятий, в частности, эффективность хозяйственной деятельности, финансовое состояние предприятия (метод, базирующийся на определении рыночной доли, метод баллов), а согласно общепризнанной теории конкурентных преимуществ М. Портера, именно эффективность использования ресурсов предприятия является главным показателем уровня конкурентоспособности;

2) некоторые методы не позволяют оценить конкурентоспособность в динамике (методы баллов, рангов, сравнительных преимуществ, рыночной доли), хотя это является весьма актуальным из-за значительной нестабильности рыночной среды;

3) отдельные методы не позволяют оценить весомость исходных показателей при расчете уровня конкурентоспособности (методы суммы мест, рангов, сравнительных преимуществ, рыночной доли);

4) некоторые из перечисленных методов (метод рангов, суммы мест) рекомендуют все элементы матриц исходных данных возводить в квадрат (лишь в отдельных случаях с учетом различного веса показателей), однако авторы этих методик не объясняют причин, по которым осуществляются такие математические преобразования. Отсутствие же подобного обоснования обычно снижает научную и практическую весомость полученных результатов;

5) использования многих методов усложняется отсутствием достоверной информации о состоянии рынка (метод сравнительных преимуществ, рыночной доли).

С методической точки зрения считаем также неправомерным определять обобщающий (интегральный) показатель конкурентоспособности организации умножения индексов конкурентоспособности товарной массы (всех товаров организации) и относительной эффективности организации. Эти показатели, во-первых, тесно коррелируют друг с другом, а во-вторых, конкурентоспособность – первична, эффективность – вторична, не будет конкурентоспособных товаров, не будет прибыли, положительной эффективности.

Анализ опубликованных методик оценки конкурентоспособности товаров, организаций и страны позволяет сделать следующие выводы:

1) методики имеют недостаточно высокий научный уровень, так как они не основаны на научных методах анализа, прогнозирования, оптимизации, нормирования;

2) методики не комплексные, т.е. они не охватывают в равной мере технические, экономические, социальные, управленческие и другие аспекты управления;

3) состав объектов оценки конкурентоспособности не отвечает их иерархической целостности, среди них нет персонала (рабочих, специалистов, менеджеров), нормативных документов, технологий, систем управления, отраслей, регионов и др. объектов;

4) методики ориентированы не в будущее, а в прошлое (сегодня оценивается по прошлым данным). Оценивается фактическая, а не тактическая и стратегическая конкурентоспособность;

5) методики не отвечают требованиям системного, нормативного, стандартизационного, структурного, маркетингового и других научных подходов. Например, в составе показателей конкурентоспособности страны отсутствуют базовые показатели, определяющие развитие (например, расходы в развитие человеческого потенциала, инновационную деятельность) и результат (качество жизни населения, индекс развития человеческого потенциала).

Международные организации, отдельные страны, институты, фирмы и ученые, по нашей оценке, системно не занимались разработкой теории управления конкурентоспособностью, так как они под нею понимают фактическую (сложившуюся) конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке. Ее не надо прогнозировать, поэтому не нужна никакая теория. Этот подход сомнителен, особенно для переходной экономики, не имеющей отлаженных механизмов рыночных отношений.

Если согласиться с положением, что качество, например, товара и его ресурсоемкость являются главными факторами конкурентоспособности (с этим уже никто не спорит), то почему подсистемами (качеством, ресурсоемкостью) управляют, а системой (конкурентоспособностью) – нет? По управлению, например качеством продукции, в мире изданы сотни тысяч книг, а по конкурентоспособности – единицы. По системам качества продукции и сертификации действуют международные стандарты (например, 9000 версии 2000), множество других нормативных актов различного уровня иерархии, готовят специалистов, издают учебники и т.д. А по конкурентоспособности ничего нет, хотя фактор качества в конкурентоспособности охватывает только порядка 30-40%.

Отсюда следует, что наряду с теориями конкуренции, управления качеством, ресурсоемкостью (эффективностью) и другими теориями по факторам первого и второго уровней иерархии дерева показателей конкурентоспособности объектов, требуется создать теорию управления целым, системой – конкурентоспособностью. Системообразующая теория управления конкурентоспособностью объектов должна:

1. Основываться на анализе экономических законов рыночных отношений (закон спроса и предложения, закон возвышающихся потребностей, закон экономии времени, закон конкуренции и др.), законов организации (законы пропорциональности, синергии, наименьших и др.), применения научных подходов (системного, воспроизводственно-эволюционного, маркетингового, нормативного, комплексного и др.), принципов, методов и моделей управления.

2. Распространять на все основные объекты рынка или управления конкурентоспособностью (укрупненно – это персонал, товар, организация, отрасль, регион, страна).

3. Базироваться на всех качественных, ресурсных, рыночных и управленческих составляющих системы управления конкурентоспособностью объектов.

4. Учитывать технические, экологические, экономические, организационные, психологические (для персонала) и другие аспекты управления.

5. Базироваться на теориях потребностей, ценностей, управления качеством и ресурсоемкостью, сегментации рынка, конкуренции, управления конкурентными преимуществами и др.

6. Содержать как базовые показатели конкурентоспособности, направленные на развитие объектов (расходы ресурсов на инновационную деятельность, гармоничное развитие личности и др.), так и результативные (качество жизни, индекс развития человеческого потенциала).

7. Базироваться на систему обучения специалистов и принятия решений, ориентированную на обеспечение конкурентоспособности управляемых объектов, – на систему МЭТУК (методика ? экономика + техника + управление ? конкурентоспособность).

8. Ориентироваться на применение системного анализа, функционально-стоимостного анализа, методов прогнозирования, оптимизации, нормирования и др.

9. Предусматривать изучение соответствующих аспектов обеспечения конкурентоспособности в технических, экономических и управленческих дисциплинах.

10. Предусматривать всестороннюю поддержку со стороны государства работ по управлению конкурентоспособностью объектов (законы, указы, постановления, стандарты, институты, программы, финансы и т. д.).