Задачи формирования информации при осуществлении бенчмаркинга

На сегодняшний день информация является неотъемлемым и ключевым фактором обеспечения жизнедеятельности предприятия. Чем бы оно не занималось, производством товаров или услуг, некоммерческой деятельностью, поиск, анализ и последующее правильное применение этой информации помогают предприятию выжить в жесткой конкурентной среде.

Для предприятий, осуществляющих бенчмаркинг, очень важно верно проанализировать данные по исследуемой проблеме с тем, чтобы выработать эффективные механизмы ее разрешения.

Бенчмаркинг является систематическим процессом, который помогает определить компанию-эталон, проанализировать причины эффективности ее процессов, а затем адаптировать полученные знания на рассматриваемом предприятии.

Эти изменения необязательно должны полностью повторять модель поведения компании-эталона. Они могут быть модифицированы и приемлемы для корректной работы исследуемого предприятия.

Как правило, при осуществлении бенчмаркинга выделяются следующие этапы или задачи, которые могут быть дополнены или скорректированы в процессе решения проблемы:

  • выбор продукта, услуги или процесса для сравнения;
  • определение основных критериев оценки;
  • выбор компании или внутрифирменной области для сравнения;
  • сбор информации;
  • анализ показателей и определение возможностей применения полученных данных;
  • адаптация и применение лучших практических разработок, установление обоснованных задач для компании, применение полученного опыта.

На каждом этапе предприятие сталкивается с разными формами и видами информации, например: бухгалтерские данные и формы отчетности, базы данных, средства массовой информации, рекламные компании конкурентов и многое другое. Но вместе с этим могут возникнуть проблемы при ее формировании.

Неверная или ложная информация, неправильная ее интерпретация могут только усугубить ситуацию, и предприятие будет нести дополнительные расходы, терять свою долю на рынке, клиентов.

Следует также отметить, что усложнение хозяйственных связей и появление новых инструментов рынка, методов управления производственно-хозяйственной деятельностью вызывают сегодня необходимость дополнительной информации, обеспечивающей успешную деятельность предприятий в этих условиях, например, о будущих событиях, будущей прибыли, будущей реализации и другая информация, помогающая принимать перспективные решения.

Есть причины, по которым информация бухгалтерского учета не дает полной картины процессов, происходящих в организации, так как бухгалтерская отчетность отражает только те события, которые могут быть представлены в денежном выражении; которые уже произошли, но нет отражения большинства средств в текущей оценке, что не дает их реальной ценности.

Еще одна важная задача – это подготовка внутрифирменной отчетности для быстрого и аргументированного принятия решений, как того требует сама концепция бенчмаркинга.

Для формирования такой отчетности должны быть разработаны методы определения потребностей в информации, система приоритетов содержательных сообщений, методы определения удовлетворенности потребителей в информации с точки зрения ее состава, срочности, формы представления, степени детализации.

В заключение отметим, что эффективное решение задач, связанных с формированием информации при осуществлении бенчмаркинга позволят предприятию повысить организационный уровень производства, инвестиционную привлекательность, обеспечить краткосрочные и долгосрочные конкурентные преимущества.

Авторы: Мироненко К.С. аспирант кафедры менеджмента внешнеэкономической и инновационной деятельности, к.е.н. Коваленко А.М., к.э.н. Станиславик Е.В., Одесский национальный политехнический университет, rusnauka.com