Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Практика разработки стратегий транснациональных корпораций
Транснациональные корпорации (ТНК), осуществляя разностороннее влияние на функционирование мирового хозяйства и положение хозяйствующих субъектов и подсистем, занимают особое место в современном глобальном рынке.
В условиях функционирования международного рынка, следствием процесса глобализации экономической системы является возникновение глобальной конкуренции. Для того, чтобы противостоять влиянию конкурентов и занимать лидирующее положение на международном рынке, ТНК необходимо разработать ряд стратегий, которые будут обеспечивать ей надежное продвижение на рынки стран, а также согласованное функционирование всех подразделений корпорации.
Главной задачей стратегии ТНК является переведение корпорации из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. «Школа планирования», представителем которой является И. Ансофф, рассматривает стратегию как план действий, которого следует придерживаться для достижения поставленной цели. Автор определяет стратегию как формальный набор правил для корпорации. Стратегией ТНК является план действий, разработанный для достижения определенной цели корпорации (завоевание новых рынков сбыта продукции, снижения издержек производства и др.) с учетом внутренних возможностей и изменений, происходящих во внешней среде. Такой план в долгосрочной перспективе должен корректироваться в соответствии с изменениями внешних факторов влияния.
В экономической литературе нет единого подхода к классификации стратегий ТНК. Чаще всего выделяют следующие виды стратегий, которые используют корпорации в процессе осуществления своей деятельности: конкурентные, маркетинговые и финансовые.
Конкурентная стратегия ТНК разрабатывается на длительный период (5-10 лет). Конкурентные преимущества, на основе которых осуществляется разработка конкурентной стратегии, могут быть внутренними (производственные, инновационные, технологические и др.) и внешними (информационные, ценовые, сбытовые и др.).
Маркетинговые стратегии ТНК являются составляющей стратегического менеджмента и предусматривают обеспечение согласованности целей глобальной экспансии ТНК с ее экономическим потенциалом.
Финансовая стратегия ТНК является базой для выбора источников формирования собственных и заемных ресурсов, а также сфер их размещения. Целями финансовой стратегии ТНК являются: привлечение финансовых ресурсов, минимизация стоимости капитала ТНК и максимизация капитализации ТНК.
Кроме рассмотренных стратегий также используются другие альтернативные пути поведения фирм на мировом рынке. К специфическим стратегическим альтернативам относят создание совместных предприятий, создание дочерних предприятий, франчайзинг, аутсорсинг и оффшорное производство.
Универсальной стратегии для каждой корпорации не существует, поскольку для разных товаров или подразделений ТНК могут потребоваться различные виды стратегий или их комбинация. При стратегическом выборе необходимо определить, какая стратегия будет лучшей с учетом положения ТНК в отрасли, возможностей и ресурсов компании.
Одним из инструментов разработки стратегии ТНК является SWOT-анализ. Такой анализ дает возможность определить сильные и слабые стороны корпорации, а также возможности и угрозы, которые существуют во внешней и внутреннем среде деятельности ТНК. Для определения преимуществ или недостатков компании анализируют такие аспекты ее деятельности: затраты на продукцию, долю рынка компании по сравнению с долей рынка конкурентов, структуру цен на ресурсы на определенном национальном рынке, уровень менеджмента компании, положение ее производственных мощностей и качество изготовленной продукции. Кроме названных внутренних факторов деятельности при осуществлении SWOT-анализа ТНК необходимо также учитывать внешние факторы влияния. К таким факторам обычно относят: демографические тенденции, возможности выхода на новые рынки или сегменты рынка за счет диверсификации деятельности, возможность вертикальной интеграции, а также наличие или отсутствие сильной конкуренции.
Другим методом, который используется при разработке стратегий ТНК, является выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ) корпорации и сегментация ее деятельности. Этот метод заключается в анализе внешнего окружения компании, определении угроз и новых возможностей на основе учета тенденции деятельности ТНК. Этапами этого методического приема при разработке стратегии являются: формирование информационной базы стратегического планирования, исследование тенденций развития явлений, влияющих на условия функционирования корпорации; определение глобальных целей корпорации и формирование критериев распределения ресурсов; разработка альтернативных вариантов стратегических планов и обеспечение согласованности различных программ и инвестиционных решений; реализация, контроль и корректировка стратегического плана.
Таким образом, все виды стратегий взаимосвязаны, залогом успешной деятельности ТНК на рынке является выбор и реализация отдельной стратегии для каждого уровня управления. При выборе и разработке стратегии ТНК необходимо учитывать как внешние факторы, влияющие на деятельность корпорации, так и внутренние, а также учитывать сильные и слабые стороны корпорации и влияние процессов, происходящих в среде функционирования ТНК. Основным заданием, которое должно быть решено при разработке стратегии, является согласованность между ресурсами компании и ее стратегическими целями, а также реализация эффективной деятельности для защиты от угроз внешней среды.