Концептуальные основы формирования устойчивых конкурентных преимуществ

На основе анализа научной литературы можно сделать ряд выводов о ключевых характеристиках конкурентоспособности предприятия: динамичность; стратегическая направленность; многофакторность и многоаспектность; мультикритериальность; иерархичность (базовым уровнем является конкурентоспособность продукции); относительность. Основываясь на современных концепциях конкурентоспособности, к выделенным характеристикам можно добавить нацеленность на перспективу (согласно Г. Хэмела), инновационность (согласно Е.С. Юдниковой), адаптивность (к изменениям рыночной конкуренции), сегментированность (для конкретного рынка и группы предприятий), а также ориентация на человеческий капитал предприятия (как носителя ключевых компетенций, согласно Г. Хэмела). Таким образом, в качестве базы для формирования системной конкурентоспособности, являющейся основой для развития общества, можно выделить инновационную способность предприятия адаптироваться к изменениям рыночной конкуренции на опережающей основе за счет реализации интеллектуального потенциала персонала предприятия.

При этом следует отметить, что, как и при обеспечении конкурентоспособности предприятия, обеспечение системной конкурентоспособности предусматривает ряд уровней по отношению к временному интервалу: тактический (текущий) и стратегический.

Формирование конкурентного преимущества (КП) реализуется на трех стадиях: ресурсной (за счет ресурсных факторов), инвестиционной (за счет инфраструктурных, технических и информационных факторов) и инновационной (за счет научно обоснованной инновационной деятельности). Согласимся с мнением Е.С. Юдниковой о том, что конкурентное преимущество реализуется путем инновационного подхода как в стратегии, так и в тактике управления всеми сферами деятельности предприятия.

Таким образом, КП можно классифицировать по ряду оснований:

Признак классификации Классификационные группы КП
Стадия развития конкурентоспособности (стадии формирования КП) Факторные (ресурсные), инвестиционные и инновационные
Уровни иерархии конкурентоспособности (место реализации КП, масштаб реализации КП) Преимущества в производстве товара, преимущества в управлении фирмой, преимущества во взаимодействии фирм, преимущества отрасли (региона), преимущества национальной экономики (макро-, мезо- и микроуровень)
Сферы деятельности предприятия (область реализации, сферы проявления) Маркетинговые, экономические, технологические, организационные, преимущества партнерства
Срок действия (время реализации, время существования) Долгосрочные (стратегические), среднесрочные, краткосрочные (тактические)
Масштаб охвата (среда формирования, факторы формирования) Внешние, внутренние
Возможность имитации (копирования) Уникальные (труднокопируемые), имитируемые (легкокопируемые)
Степень устойчивости (характер динамики) Устойчивые (преимущества высокого порядка, постоянные), неустойчивые (преимущества низкого порядка, периодические, разовые)
Стадия жизненного цикла На стадии зарождения, на стадии ускорения роста, на стадии замедления роста, на стадии зрелости, на стадии спада (упадка)
По методу формирования (получения) Генетические (наследственные), создаваемые (обучение, перемещение, внедрение новшеств)
Возможность использования Реальные, потенциальные
По виду эффекта Научно-технический эффект, социальный, экономический, экологический

При составлении классификации нами выделены идентичные основания классификации, согласно разных авторов, а также идентичные типы КП. Следует отметить, что многие признаки классификации комплексно характеризуют элементы. Однако, на наш взгляд, наибольшую научную и практическую значимость будет иметь построенный на основе классификации механизм формирования и развития КП. На основе анализа научной литературы по данной проблематике, нами построена схема формирования и развития конкурентных преимуществ предприятия:

Схема формирования и развития конкурентных преимуществ предприятия на основе классификации

Следует учесть, что в условиях динамичности экономического развития необходимо не просто обеспечить формирование и реализацию конкурентных преимуществ предприятия, но и оценить их устойчивость, что особенно актуально при необходимости осуществления высокозатратных методов формирования конкурентных преимуществ.

Согласно концепции устойчивых конкурентных преимуществ (УКП), отличительным признаком такого преимущества являются длительность и уникальность, способные обеспечить стратегическую направленность конкурентоспособности в условиях постоянных трансформаций внешней, в том числе рыночной, среды.

Уровень устойчивости конкурентного преимущества определяется его источниками и возможностью их постоянного совершенствования и возобновления.

Исходя из вышеизложенного, применяя ресурсный подход, схема выявления УКП строительного предприятия может быть представлена в следующем виде:

Схема формирования устойчивых конкурентных преимуществ строительного предприятия

Автор – Мамаев М.И., Московский государственный строительный университет, Россия, rusnauka.com