Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Концептуальные основы формирования устойчивых конкурентных преимуществ
На основе анализа научной литературы можно сделать ряд выводов о ключевых характеристиках конкурентоспособности предприятия: динамичность; стратегическая направленность; многофакторность и многоаспектность; мультикритериальность; иерархичность (базовым уровнем является конкурентоспособность продукции); относительность. Основываясь на современных концепциях конкурентоспособности, к выделенным характеристикам можно добавить нацеленность на перспективу (согласно Г. Хэмела), инновационность (согласно Е.С. Юдниковой), адаптивность (к изменениям рыночной конкуренции), сегментированность (для конкретного рынка и группы предприятий), а также ориентация на человеческий капитал предприятия (как носителя ключевых компетенций, согласно Г. Хэмела). Таким образом, в качестве базы для формирования системной конкурентоспособности, являющейся основой для развития общества, можно выделить инновационную способность предприятия адаптироваться к изменениям рыночной конкуренции на опережающей основе за счет реализации интеллектуального потенциала персонала предприятия.
При этом следует отметить, что, как и при обеспечении конкурентоспособности предприятия, обеспечение системной конкурентоспособности предусматривает ряд уровней по отношению к временному интервалу: тактический (текущий) и стратегический.
Формирование конкурентного преимущества (КП) реализуется на трех стадиях: ресурсной (за счет ресурсных факторов), инвестиционной (за счет инфраструктурных, технических и информационных факторов) и инновационной (за счет научно обоснованной инновационной деятельности). Согласимся с мнением Е.С. Юдниковой о том, что конкурентное преимущество реализуется путем инновационного подхода как в стратегии, так и в тактике управления всеми сферами деятельности предприятия.
Таким образом, КП можно классифицировать по ряду оснований:
Признак классификации | Классификационные группы КП |
Стадия развития конкурентоспособности (стадии формирования КП) | Факторные (ресурсные), инвестиционные и инновационные |
Уровни иерархии конкурентоспособности (место реализации КП, масштаб реализации КП) | Преимущества в производстве товара, преимущества в управлении фирмой, преимущества во взаимодействии фирм, преимущества отрасли (региона), преимущества национальной экономики (макро-, мезо- и микроуровень) |
Сферы деятельности предприятия (область реализации, сферы проявления) | Маркетинговые, экономические, технологические, организационные, преимущества партнерства |
Срок действия (время реализации, время существования) | Долгосрочные (стратегические), среднесрочные, краткосрочные (тактические) |
Масштаб охвата (среда формирования, факторы формирования) | Внешние, внутренние |
Возможность имитации (копирования) | Уникальные (труднокопируемые), имитируемые (легкокопируемые) |
Степень устойчивости (характер динамики) | Устойчивые (преимущества высокого порядка, постоянные), неустойчивые (преимущества низкого порядка, периодические, разовые) |
Стадия жизненного цикла | На стадии зарождения, на стадии ускорения роста, на стадии замедления роста, на стадии зрелости, на стадии спада (упадка) |
По методу формирования (получения) | Генетические (наследственные), создаваемые (обучение, перемещение, внедрение новшеств) |
Возможность использования | Реальные, потенциальные |
По виду эффекта | Научно-технический эффект, социальный, экономический, экологический |
При составлении классификации нами выделены идентичные основания классификации, согласно разных авторов, а также идентичные типы КП. Следует отметить, что многие признаки классификации комплексно характеризуют элементы. Однако, на наш взгляд, наибольшую научную и практическую значимость будет иметь построенный на основе классификации механизм формирования и развития КП. На основе анализа научной литературы по данной проблематике, нами построена схема формирования и развития конкурентных преимуществ предприятия:
Следует учесть, что в условиях динамичности экономического развития необходимо не просто обеспечить формирование и реализацию конкурентных преимуществ предприятия, но и оценить их устойчивость, что особенно актуально при необходимости осуществления высокозатратных методов формирования конкурентных преимуществ.
Согласно концепции устойчивых конкурентных преимуществ (УКП), отличительным признаком такого преимущества являются длительность и уникальность, способные обеспечить стратегическую направленность конкурентоспособности в условиях постоянных трансформаций внешней, в том числе рыночной, среды.
Уровень устойчивости конкурентного преимущества определяется его источниками и возможностью их постоянного совершенствования и возобновления.
Исходя из вышеизложенного, применяя ресурсный подход, схема выявления УКП строительного предприятия может быть представлена в следующем виде:
Автор – Мамаев М.И., Московский государственный строительный университет, Россия, rusnauka.com