Сущность финансового потенциала предприятия

Переход к рынку ставит новые задачи перед финансовой деятельностью предприятия. Конкурентоспособность предприятия зависит как от внутренних возможностей эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, так и от внешних условий, таких как налоговая (кредитная, ценовая) политика государства и рыночная инфраструктура. Финансовый потенциал предприятия является комплексным понятием и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности. Основными из них являются состав и структура активов предприятия, объем произведенной продукции и услуг, общие затраты на производство, структура затрат, структура оборотных средств и период их оборота и платежеспособность, инвестиционный потенциал, интенсивность инвестиций, норма прибыли капитала, рентабельность продукции. Факторы, влияющие на финансовый потенциал предприятия, - это, прежде всего, устойчивость темпов роста собственных средств предприятия, качество управления текущими активами, обеспечение запасов и затрат собственными средствами, обеспечение допустимой зависимости предприятия от кредиторов, оборот акций, выплачиваемые дивиденды.

Конкурентоспособный финансовый потенциал характеризуется устойчивой платежной готовностью, достаточной обеспеченностью собственными оборотными средствами и эффективным их использованием с хозяйственной целесообразностью, четкой организацией расчетов, наличием устойчивой финансовой базы. Финансовое положение предприятия может быть напряженным в случае неэффективного размещения средств, их иммобилизации, просроченной задолженности перед бюджетом, поставщиками, банком, а также недостаточной устойчивости потенциальной финансовой базы, что связано с неблагоприятными тенденциями в производстве.

Устойчивое финансовое положение предприятия является необходимым условием его деятельности в рыночных отношениях, поскольку от этого зависит своевременность и полнота погашения его обязательств по оплате труда работников, расчетов с бюджетом, банками и поставщиками материальных ресурсов, по выплате дивидендов и т.д. Финансовый потенциал можно считать эффективным, если он покрывает собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления конкурентоспособной деятельности предприятия, целенаправленно и эффективно использует финансовые ресурсы и является платежеспособным.

Укрепление финансового потенциала предприятия во многом зависит от правильности сформированной финансовой стратегии. Формирование и реализация финансовой стратегии, направленной на поддержку конкурентоспособного потенциала предприятия, основывается на использовании механизмов и инструментов финансового менеджмента, к которым можно отнести следующие:

  • финансовое управление – финансовый анализ, бюджетирование, антикризисное управление, менеджмент привлечения заемных средств и размещения свободных средств, инвестиционный менеджмент;
  • финансовая реструктуризация – ликвидация нерентабельных и неплатежеспособных структур предприятия, ужесточение контроля за расходованием денежных средств, списание активов с баланса предприятия, управление издержками производства, интеграция капитала;
  • рынок финансовых услуг – факторинг, страхование, лизинг, офшоры;
  • управление финансовыми рисками – управление активами и пассивами, хеджирование, свопы, фьючерсы, форварды, опционы.

Оценка финансового потенциала конкурентоспособности предприятия может быть произведена по уровню финансовооруженности труда. Предполагается, что чем выше финансовооруженность труда, тем больше у предприятия возможностей укрепить конкурентный потенциал предприятия.

Управление финансовым потенциалом предприятия осуществляется в рамках финансового менеджмента, основной целью которого является обеспечение эффективного функционирования предприятия посредством воздействия на его финансовые ресурсы.

Источники:

  1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 1985. – 327 с.
  2. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. – 228 с.
  3. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – 2-е изд., испр., допол. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 493 с. (Серия «Высшее образование»).
  4. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 400 с.
  5. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г. Б. поляка. – М.Ж Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.
  6. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – 495 с.