Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Система «человек – техника – природа»
В эпоху научно-технической революции инженерная деятельность – основной инструмент преобразования мира. И от того, как это преобразование влияет на человека, окружающую его природу, зависит наше будущее. Поэтому рассмотрим систему «Человек – техника – природа».
Техносфера, состоящая из глобальной совокупности мегакомплексов, входит в систему более высокого ранга – экосферу. Понятие «экосфера» включает в себя все природное и искусственное окружение человека вместе с ним. По образному выражению Барри Коммонера, экосфера – это «дом, построенный на поверхности Земли самой жизнью». В целостном системном понимании экологический комплекс, или сфера, включает в себя все компоненты, относящиеся к биосфере, социосфере (т.е. сферу человеческих отношений и деятельности) и техносферу.
На заре истории человечества экосфера состояла в основном из биосферы. Человек и его деятельность были неотъемлемой частью природы, находились «внутри» биосферы, подчиняясь законам ее эволюции. Коллективная деятельность людей в первобытном обществе порождала определенные отношения между членами рода, племени и т.п. Возникали зачатки социосферы. Затем человек стал производить орудия деятельности (оружие для охоты, инструменты для обработки земли и т. п.), возникли зачатки техносферы. Но и социо- и техносфера были подчинены задачам выживания и поддержания самого существования человека как биологического вида, частицы биосферы.
На следующем этапе человек, совершенствуясь в процессе трудовой деятельности и в сфере отношений к себе подобными, создает язык как средство общения и подготовки к любой деятельности. Расширив сферу своего обитания, человек стал подмечать определенные закономерности в явлениях природы, его потребности вышли за рамки чисто материальных жизнеобеспечивающих потребностей, у него возникло потребность в познании мира.
Потребность в познании вывела мысль, «дух» человека за круг биосферы. Возникали культуры, зачатки искусства и религии. Этот скачек «духа» деформировал, развил социальные отношения и вывел за рамки биосферы существенную часть социосферы. Техносфера по-прежнему в основном была подчинена задачам жизнеобеспечения, так как находилась внутри биосферы. Наконец, когда средства труда развились до такой степени, что между отдельными техническими средствами стали образовываться взаимодействия (цепочки технологии), опосредствованные через человека, более того, когда технические средства стали создаваться не толь для утилитарных нужд человека, но и как инструменты познания и коммуникации, связи между людьми, тогда и техносфера вышла за рамки биосферы. Возникла комплексная суперсистема биосоциотехносфера, которую мы и называем экосферой.
Техническое средство, входящее в систему, прогрессивно, если:
- человек в работе с техническим средством физически и эмоционально не утомляется сверх меры, более того, если он не деградирует как личность, а, напротив, творчески развивается в процессе труда;
- среда (природная или искусственная) в результате работы технического средства не загрязняется, не разрушается;
- наконец, само техническое средство не изнашивается физически и морально.
Противоположные эффекты (утомление либо заболевание человека, загрязнение среды, износ машины) дают основания для негативных оценок технического средства и системе в целом.
Преобладание позитивных либо негативных оценок и определяет эффективность системы. Например, первые сверхмощные тракторы, имя прекрасные технические характеристики, были неудобны в эксплуатации. Их кабины были плохо защищены от пыли, сидения водителя не защищали его от вибраций, рычаги управления в работе требовали приложения больших усилий, были нерационально размещены, в кабину проникали выхлопные газы, не обеспечивался нужный обзор из машины и т.п. Таким образом, человек, обслуживающий данное техническое средство, оценивал его негативно. Это существенно снижало комплексную оценку машины.
Другой пример. Сегодня автомобиль, став одним из самых совершенных технических средств передвижения, сделался вместе с тем и самым активным загрязнителем природной среды. Поэтому данное техническое средство не может уже оцениваться только восторженно – позитивно.
Во время бурного развития техносферы технический прогресс стал чуть ли не синонимом прогресса вообще. Действительно сегодняшняя инженерная технология делает чудеса. Мы уже привыкли к космическим полетам, ЭВМ, телевидению. Техника освободила человека от множества тяжелых и скучных, нетворческих дел, духовная жизнь современного человека стала богаче, в чем немалая роль технического прогресса. Но наряду с этим технический прогресс ведет и к негативным последствиям. В этом проявляются законы диалектики, и это должен осознавать каждый инженер – творец технического прогресса.