Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Основные этапы становления и развития инженерной деятельности
Современный человек с рождения попадает в мир техники, его окружают машины, приборы, механизмы. Часто он даже не замечает, что техника рядом с ним, всегда готова к его услугам. А ведь многие выдающиеся достижения техники, которые современное поколение воспринимает как обыденный факт повседневной жизни, для людей даже недавнего прошлого представлялись бы настоящим чудом.
Современные достижения науки и техники стали возможны благодаря творчеству и созидательной деятельности многих поколений людей. В разные исторические времена человек постепенно познавал законы природы, делал различные изобретения, вел упорную борьбу за новые технические и научные идеи.
Однако роль техники не сводится только к тому, чтобы обслуживать людей в быту. Люди могут жить, если они питаются, одеваются, имеют жилища. Материальные блага, которыми пользуются люди, необходимо производить. Но создавать требуемые для людей вещи возможно лишь при помощи определенных орудий труда, используя при этом предметы и силы природы. Производство может осуществляться только в результате труда человека, одновременно и труд является непременным условием существования человека.
Труд является вечным естественным условием жизни людей. Для того, чтобы он мог совершаться, необходима совокупность простых моментов процесса труда. В процессе труда человек выполняет непосредственные производственные функции. Он должен затратить определенное количество энергии (энергетические функции), изменять вещество природы (технологические функции) передвигаться и передвигать различные, участвующие в процессе труда вещи и предметы (транспортные функции), контролировать ход процесса труда и измерять его результаты (контрольно-измерительные функции), решать информационно-логические задачи, определять цели и задачи труда ( логические функции).
Вторым простым моментом процесса труда являются предметы труда, которые человек берет в первоначальном виде у природы или использует переработанные ранее вещества как сырой материал или полуфабрикаты. Прогресс науки и техники позволил получать предметы труда, которых нет в природе (например, пластические массы).
Предметы труда – это вещи, которые человек перерабатывает в соответствии со своими целями и потребностями. Для того чтобы человек смог освоить вещество природы, использовать силы природы, ему необходимы средства труда – это третий простой момент процесса труда.
Процесс труда может совершаться при условии, если он протекает в определенном месте, в соответствующем помещении, которое освещается, проветривается. Для процесса труда необходимы дороги, каналы, средства передачи информации. Это и другие материальные условия, хотя прямо и не входят в процесс труда, но без них их осуществить невозможно.
Так что же такое техника? Под техникой надо понимать совокупность искусственно созданных средств деятельности людей. Техника создается и применяется в целях получения, передачи и превращения энергии, воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, сбора, хранения, переработки и передачи информации, исследовании законов и явлений природы и общества, передвижения, управления обществом, обслуживание быта, обеспечения обороноспособности и ведения войн.
Понять тенденции развития техники, раскрыть место техники в обществе можно лишь при условии рассмотрения существующих взаимосвязей, которые исторически складываются и изменяются между человеком и техникой. Орудия труда, будь-то инструменты или машины, которые не находятся в процессе труда, - бесполезны. Только живой труд человека способен превратить их в мощные средства производства материальных благ или другой своей деятельности.
Однако люди трудятся не изолированно, а в системе исторически определенного производства, в процессе которого оно вступают в производственные отношения.
К производственным силам труда прежде всего необходимо отнести людей, обладающих соответствующими навыками, знаниями и умением трудиться. От них зависит уровень производительности общественного производства. Определяющим фактором производительных сил являются орудия труда. Это наиболее революционный элемент производительных сил. К производительным силам относятся такие факторы, как примененная к производству наука, используемые в производстве силы природы, формы и методы организации производства. В разные исторические периоды роль и значение отдельных факторов, влияющих на производительность труда, были неодинаковыми.
Каждая общественно-экономическая формация в своем развитии проходит разные стадии (или фазы), которые характеризуются определенным укладом техники. Под укладом техники мы понимаем исторически сложившуюся совокупность созданных людьми технических средств, технологии, используемых видов энергии, степень применения к производству данных науки. Уклад техники также характеризуется тем технологическим способом производства, который имеется на данной стадии общественно – экономической формации.
Технологический способ производства – это определенные формы и методы организации производства, способ соединения производителей с техническими средствами, а также разделение труда.
Чтобы сравнить различные периоды развития производства, необходимо изучить уровень и характер укладов техники каждой стадии общественно-экономической формации. Таким анализом занимается особая область знания – история науки и техники.
История науки и техники стремится показать, как возник, развивался и изменялся первый уклад техники первобытно-общинного строя, какие технические усовершенствования повлияли на формирование укладов техники разных стадий рабовладельческого, феодального, капиталистического обществ. Для этого необходимо раскрыть процессы перехода от присваивающей производящей экономики, отделения ремесла от земледелия, формирования ремесленного производства, образование мануфактур и становление крупного капиталистического машинно-фабричного производства.
Образование каждого нового уклада техники основывалось на технических изобретениях, которые революционизировали производительные силы, поднимали их на более высокий уровень.
В определенные исторические периоды происходят технические революции. Это исторический процесс, который совершается в период перехода от одной формы производства к другой. Он связан с качественно новым уровнем производительных сил процесса труда.
Сущность любой технический революции заключается в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот (коренные изменения) в средствах труда, видах энергии, технологии производства и в общих материальных условиях производственного процесса.
Производственная революция – это такой исторический процесс, при котором на основе достижений технической революции окончательно устанавливается новый способ производства, в с соответствующей ему материально-технической базой, характерным для него разделений труда, новым местом производителей в производстве, с новыми общественными отношениями и новой социальной структурой общества. Одной из особенностей производственной революции является переход на новый технологический способ производства.
Чтобы полнее и всестороннее раскрыть значение техники в истории общества, необходимо проанализировать взаимосвязи и взаимоотношения между человеком и техникой в процессе общественного производства. История производительных сил свидетельствует, что человек на ранних этапах своей производственной деятельности, создавая и используя орудия труда, как бы удлинял органы своего тела. Дальнейшее накопление опыта и знаний позволило найти средства для передачи механизмам многих непосредственных производственных функций, что значительно повысило эффективность общественного производства и подняло производительность труда.
На первых ступенях человеческой истории, приручая животных и используя их в качестве тягловой силы, люди заменяли свои энергетические функции. Позже, научившись пользоваться силами природы (водой и ветром), они еще в большей степени увеличили свои энергетические возможности. Однако все это не освобождало людей от выполнения других функций в процессе труда, мало механизировало труд человека. Только в конце XVIII – начале XIX в. изобретение и применение рабочих машин сначала в текстильном производстве, а затем и в других отраслях промышленности позволило передать техническим средствам технологические функции человека, выполняемые ранее вручную. Рабочие машины замещали не какое-то орудие, а человеческую руку, она стала свободной. В этом проявилось действие всеобщего закона развития производительных сил, суть которого заключается в замене ручного труда - машинным.
Рассматривая характер, суть техники и ее историю, мы должны исходить из того, что она основана на законах природы, определяется внешними условиями. Создавая технику, люди используют предметы, процессы, законы и силы природы. Ветер, вода, пар, электричество нашли применение в общественном производстве благодаря познанию природы, созданию технических средства на основе знаний о природе.
На ранних стадиях развития человеческого общества, когда первобытные люди изготовляли свои первые орудия труда, они, наблюдая окружающий мир, могли только опытным путем использовать природные явления и процессы. Но по мере развития общества, накопления знаний, а главное, в результате практических потребностей производства примерно со второй половины XV в. началось научное, систематическое всесторонней исследование природы.
Организация крупного машинно-фабричного производства, которая началась в конце XVIII в. в Англии, а затем и в других странах, потребовала систематического применения к производству данных науки. При таком производстве возникает необходимость при создании любого производственного процесса, машин, системы машин, применения достижений химии и других естественных наук. Правда, первые рабочие машины, паровые двигатели и другие технические средства были изобретены еще на основе эмпирического опыта и на базе ограниченных научных знаний. Только спустя некоторое время наука смогла объяснить процессы и законы, лежащие в основе этих средств труда. Так, например, было с изобретением паровой машины и разработкой основ термодинамики.
Крупное машинно-фабричное производство вызывало новый процесс, связанные с превращением науки в «непосредственную производительную силу». Этот процесс в тот период только начинался, полностью он стал проявляться лишь в наше время. Этот процесс определяет характер и особенность современной научно-технической революции.
Потребности практики, общественного производства вызвали необходимость выделения из естественных наук обширной области знания - технических наук. Это комплекс наук, изучающих законы создания и функционирования искусственных систем, используемых в качестве материальных средств целесообразной деятельности людей, а также изучающих в практических целях явления, процессы и законы природы. Формирование и развитие технических наук относятся к периоду организации крупного машинного производства, которое, как мы уже говорили, базировалось на достижениях естественных наук. Эти достижения можно было реализовать на практике только на основе технических наук. Кроме того, такое производство впервые создало для науки материальные средства исследования, наблюдения, экспериментирования в крупных масштабах, о которых в предшествующие периоды не имели никакого понятия.
Развитие общественного производства потребовало людей особой квалификации – инженеров и техников, умеющих создавать и эксплуатировать технические системы. Инженеры, наряду с учеными, занимались и разработкой проблем технических наук. Однако в период до 70-х годов XIX в. этот процесс еще не получил достаточно широкого развития, он только формировался.
Техника в своем историческом развитии связана с деятельностью людей, которые ее создают и применяют. Исходя из потребностей производства, опираясь на законы природы, ученые, инженеры, изобретатели предлагали новые технические средства, предназначенные для решения противоречий и удовлетворения потребностей общественного производства. Внедрение этих средств, использование новой техники зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий, от экономических законов.
Изучение общественного производства позволило выделить семь основных периодов развития техники: техника в условиях становления общественного производства и в первый период его развития (с древнейших времен и до конца четвертого тысячелетия до нашей эры); техника периода возникновения и становления ремесленного производства ( с конца четвертого тысячелетия до н.э. до 5 в. н.э.); техника периода развитого ремесленного производства (V-XV вв.); техника периода мануфактурного производства (XV – первая половина XVIII вв.); техника периода становления машинно-фабричного производства (вторая половина XVIII – 70-е годы XIX века); техника периода развития капиталистического производства (70-е годы XIX века – первая половина ХХ века); современная техника (вторая половина ХХ века).