Развитие горной науки (подготовка кадров)

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

Значительный вклад в подготовку квалифицированных горняцких кадров для Юга России внесли Лисичанская штейгерская школа и Горное училище им. С.С.Полякова. Лисичанская школа была открыта в 1872 г. В конце XVIII в. и первой половины XIX века Лисичанск давал 84 % угля добытого в Донбассе. Поэтому здесь с 1874 года работала горная школа, готовившая квалифицированных рабочих для шахт, опыт которой был использован при организации штейгерской школы.

Согласно Положению о Лисичанской штейгерской школе она содержалась за счет казны и находилась в ведении начальника Луганского горного округа. на содержание школы выделялось 11350 рублей в год. В школе работало 9 человек преподавателей. Училось 40 человек, но наплыв был большой, и реально обучалось в 1,5-2 раза больше. В школу принимали юношей 15-20 лет. Срок обучения составлял 4 года. При поступлении сдавались экзамены в объеме курса начальных училищ. Изучали:

  1. закон божий;
  2. русский язык;
  3. географию;
  4. историю;
  5. арифметику;
  6. алгебру;
  7. геометрию;
  8. тригонометрию;
  9. минералогию;
  10. физику;
  11. химию;
  12. геодезию;
  13. петрографию;
  14. геологию;
  15. механику;
  16. горное искусство;
  17. маркшейдерское искусство;
  18. рисование;
  19. практическое черчение;
  20. геометрическое черчение;
  21. проекционное черчение.

Ежедневно кроме теоретических проводились и практические занятия в плотницкой, кузнице и школьной учебной штольне. В период летних каникул (июнь-сентябрь) учащиеся вторых-четвертых классов проходили практику на казенных и частных шахтах. По окончании практики предоставлялся отчет. Во время каникул проводились экскурсии на лучшие шахты Донбасса. Отличникам учебы полагалась стипендия 7-8 рублей в месяц, а большинство учащихся жили на средства, заработанные во время практики.

Выпускники Лисичанской школы считались первоклассными. С 1874 по 1917 гг. Лисичанская штейгерская школа выпустила 705 человек.

Горловское горное училище им. М.М.Полякова организованное в 1877 году. Это частное учебное заведение содержалось на средства «Общества Южнорусской каменноугольной промышленности»№, на личные средства председателя попечительского Совета училища С.С.Полякова и других углепромышленников, на средства, полученные за право обучения. Ежегодно принимали 29 человек. Обучение проходило в течение 4-х лет: три года – теория (раз в неделю посещали шахту) , 4-й год – практика (в течение 8 месяцев). С 1881 по 1914 гг подготовлено 1134 человека.

С развитие горнорудной и металлургической промышленности возрастала необходимость в инженерных кадрах. Петербургский институт не удовлетворял нужд горнозаводской промышленности. В 1899 г. в Екатринославле (Днепропетровск) открыто высшее горное училище со сроком обучения 3,5 года, готовившее горных техников.

В 1903 году срок обучение увеличен до 4-х лет с правом присвоения выпускникам звания инженера. В 1912 г. училище преобразовано в Горный институт с пятилетним сроком обучения.

Передовые русские горные инженеры и ученые пристально изучали практические задачи и проводили исследования. Во второй половине XIX в. русскими горными инженерами проведены исследования по геологическому изучению угольны месторождений Донбасса, в области систем разработки, горного давления, горнозаводской механики и вентиляции.

Среди деятелей отечественной горной науки и техники видное место занимает русский ученый-теоретик и горный инженер-практик И.В. Тиме – основоположник горной механики как науки. На основании данных практики и своих теоретических исследований Тиме в 1879 году опубликовал труд «Справочная книга для горных инженеров и техников по горной части (горнозаводская механика)». Это позволило целому поколению русских инженеров успешно изучать горную и заводскую механику, составлять проекты и сметы при сооружении машин и механизмов. М.М.Федоров, его ученик, писал в 1909 г.: «Зайдите в любую чертежную завода и вы всегда увидите это книгу в крепком, но сильно потертом переплете, как все книги коим не суждено красоваться на полках».

Во второй половине XIX в. и начале ХХ в. большую роль в расширении добычи угля в Донбассе стала играть проблема рационального выбора способов разработки, их параметров. Опыт разработки месторождений Донбасса был обобщен А.М.Терпигорева, который в 1904 году опубликовал капитальный труд «Разбор систем разработки каменного угля, применяемых на рудниках Юга России в связи с подготовкой месторождений с очистной выемке». Труд этот был научным фундаментом для дальнейшего развития и совершенствования технико-экономического анализа угольной промышленности.

Во второй половине XIX века горный инженер И.И. Кржижановский опубликовал статью «Исследование некоторых типов рудничной крепи в статическом отношении». В ней вывод о том, что крепь удерживает незначительную часть вышерасположенных слоев породы. Количественные исследования по этому вопросу выполнил проф. М.М. Протодьяконов. Труды Протодьяконова способствовали превращению горного искусства в горную науку.

Основоположником учения о рудничном проветривании считается А.А. Скочинский. Он создал стройную и научную дисциплину «Рудничную аэрологию». В 1904 году он опубликовал работу «Рудничный воздух и основной закон его движения по выработкам».

Крупнейшим событием в горной науке России явилось предпринятое в начале ХХ века коллективное исследование, результаты которого были опубликованы в виде шеститомного издания «Описание Донецкого бассейна». В него вошли:

  • Проходка шахт и квершлагов (Протодъяконов, 1914 г.);
  • Разработка месторождений (Терпигорев, Шевяков, 1915 г.);
  • Рудничная доставка (Терпигорев, 1918, 1922 гг.).
Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна