Развитие механизации выемки угля на шахтах с пологими пластами

Наиболее трудоемкая операция добычи угля – зарубка. Поэтому не случайно механизация работ на шахтах Донбасса началась с использования машин для производства врубовой щели. Сначала применяли импортные врубовые машины. В 1921-25 г.г. на Краматорском машиностроительном заводе была спроектирована и изготовлена врубмашина. В 1926 году на Горловский машиностроительный завод была передана вся документация с Краматорского завода и все работы, относящиеся к врубмашинам. Горловчане начали изготавливать запчасти к импортным врубмашинам и в 1928 г (марте) изготовили легкую врубмашину ДЛ (Донецкая легкая), а в конце этого года начали выпуск ДТ (тяжелая) машин. Высота ДТ – 305 мм – ее можно было использовать на пластах любой мощности. Она состояла из:

  • исполнительный орган – цепной бар;
  • трансмиссия (редуктор);
  • электродвигатель переменного тока (U = 220, 127 В; мN = 22 кВт);
  • механизм перемещения (tр = 30 мин до достижения допустимой t°С двигателя).

Скорость перемещения при работе vпр = 0,46 м/мин, при маневрах vпм = 12 м/мин, vр = 1,86 м/с. Увеличить vп до 1,3 м/мин и изменить vр можно было за счет установки сменных зубчатых передач.

В 1932 году модернизированные машины ДТК-1 (Донецкая тяжелая канатная) испытывались на шахтах.vпр = 0,58 м/мин, при маневрах vпм = 13 м/мин. На барабан навивался канат 1213 мм длиной ?30 м.

Горловский завод стал основным поставщиком врубмашин для всех угольных бассейнов страны. Начиная с 1938 года перестали покупать машины за рубежом, а к 1935 году завод выпустил 1090 ДТ машин.

Rambler's Top100