Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Проблемы развития рынка аудита в России
В аудиторской отрасли назрело очень много серьезных проблем, связанных с ее регулированием и развитием. Представителей рынка по-прежнему держат в напряжении проведенные не так давно реформы. Многие ожидали, что они приведут к позитивным изменениям в отрасли, но по сути проблемы лишь нарастают.
Во-первых, речь идет о принятом повышении критериев обязательного аудита, которое привело к определенному снижению клиентской базы. Государство повысило порог выручки компаний, которым необходимо обязательно заверять отчетность у аудитора. Норма была принята в целях снижения нагрузки на бизнес, но оказала влияние и на рынок аудита. Причем, если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские фирмы потеряли существенную часть своих клиентов.
Во-вторых – произошел переход на единый аттестат аудитора. Напомню, до января 2013 года представителям отрасли требовалось пересдать экзамен на аттестат аудитора, чтобы иметь право проверять те или иные сектора экономики. И выяснилось, что данная система многим оказалась не по зубам.
И наконец, серьезнейшей и так до конца нерешенной проблемой для развития отрасли по-прежнему остается демпинг. В частности, на рынке продолжает действовать множество компаний, предоставляющих услуги низкого качества по необоснованно заниженным ценам. При этом стоит подчеркнуть, что, оказывая некачественные аудиторские услуги, они не только препятствуют развитию отрасли в целом, но и ставят под сомнение авторитет профессии.
Бороться с компаниями, которые соглашаются оказывать такого рода услуги, по сути должны сами участники рынка. Здесь есть два пути.
Первый – через самих клиентов, которые должны понимать, что дешевого аудита не бывает. Можно сказать, что в последнее время ситуация в этом направлении меняется. Клиенты начинают серьезней подходить к выбору аудитора, да и профессиональный уровень заказчиков постепенно растет, что также влияет на уровень компетентности сотрудников аудиторских фирм. Однако подобные случаи не так распространены и решить, таким образом проблему недобросовестной конкуренции на рынке вряд ли удастся.
Второй напрашивающийся вариант решения проблем отрасли – через саморегулируемые организации. Именно они по сути должны развивать контроль качества аудиторской деятельности, вводить единые подходы к формированию цены, отстаивать интересы аудиторов через законодательные инициативы и т.д.
Но в настоящий момент, к сожалению, на практике саморегулирование не работает. За те четыре года с тех пор, как государственное регулирование в лице Минфина России было заменено на регулирование самими профессионалами, наиболее актуальные проблемы отрасли, такие как демпинг, низкое качество услуг и недобросовестная конкуренция, так и не были решены. Это связано с тем, что, по сути, СРО не могут оказать должного влияния на рынок? и он по-прежнему регулируется государством в лице министерства финансов. Минфин держит СРО «на коротком поводке». Соответственно, настоящим регулятором рынка все-таки является государство, которому этот рынок не интересен, но очень важен.
На данный момент, для многих стало очевидным, что государство хочет сильно и жестко контролировать сферу аудиторских услуг, и всячески готовит её к этому. Причем не вызывает сомнения, что государственный контроль будет только расширяться. Ведь аудиторы могут влиять на политическую и коррупционную составляющие – вопросы, являющиеся ключевыми векторами властного курса.
Однако при всей своей заинтересованности в работе аудиторского сообщества, государство является большим тормозящим элементом. Создается впечатление, что оно не заинтересовано в развитии аудита: не дает ему преференций, не расширяет перечень обязательного аудита, не реагирует на законодательные инициативы аудиторского сообщества в области кадровых вопросов. Государство всячески пытается усложнить жизнь аудитора, в том числе, увеличивая критерии обязательного аудита.
Здесь стоит вспомнить о том, что государством было наделано много ошибок, например, в вопросах аттестации аудиторов. Возможно, это было связано с необходимостью следования каким-то локальным частным интересам, это лишь предстоит выяснить впоследствии.
Так или иначе, все пришло к тому, что на данном этапе ключевым игроком на рынке аудиторских услуг являются не аудиторы, не СРО и не представители бизнеса, а государство. Конечно, в идеале аудит, в первую очередь, должен ориентироваться на потребителей своих услуг, то есть на бизнес. Но поскольку у нас в России институт регулирования не работает, государство будучи к тому же одним из самых крупных инвесторов и держателей собственности в стране по сути определяет развитие отрасли. И поэтому решение ключевых проблем рынка будет зависеть, прежде всего, от его политики.
Авторы – к.э.н. Чеккуева Л.К., Чеккуева А. А., Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Россия, rusnauka.com