Управленческий учет нематериальных активов ВУЗа: перспективы развития

Банковские операции
Биржевая деятельность
Инновационный менеджмент
Инвестиционный менеджмент
История менеджмента
История экономических учений
Логистика
Маркетинг
Международная инвестиционная
деятельность

Международная экономика
Менеджмент
Научные исследования
Общая теория финансов
Оценочная деятельность
Производственный менеджмент
Рынок драгоценных металлов
Рынок ценных бумаг
Статистика
Стратегический менеджмент
Страхование
Техника и технологии
Управление в отраслях
Управление качеством
Управление персоналом
Управление рисками
Управление экономикой
Учет и аудит
Финансовый анализ
Финансовый менеджмент
Финансы предприятия
Экономика предприятия
Экономическая безопасность
Экономическая политика
Экономическая теория

Более 1800 задач с решениями по экономическим дисциплинам:
банковское дело, инвестиционный менеджмент, макроэкономика, маркетинг, микроэкономика, менеджмент, рынок ценных бумаг, учет и аудит, финансовая математика, финансовый менеджмент, экономика предприятия, экономическая теория и др.

На современном этапе развития России актуальной проблемой является создание условий для более эффективного функционирования высших учебных заведений и повышения качества образования. Очевидно, что решение этой проблемы возможно при наличии эффективной системы управления, способной содействовать адаптации вузов к современным изменениям и требованиям внешней институциональной среды и образовательного рынка.

Эффективность системы управления в вузах во многом зависит от уровня и качества ее учетно-информационного обеспечения, служащего базой обоснованных управленческих решений по развитию внутреннего потенциала и реализации стратегий вузов, нацеленных на повышение эффективности использования ресурсов, на обеспечение высокого качества образовательных услуг.

К сожалению, учет в вузах не ориентирован на удовлетворение современных информационных потребностей внутривузовского управления и не обеспечивает необходимую информацию о состоянии и функционировании сложных и многочисленных объектов управления, что указывают на недостаточность средств и механизмов управленческой деятельности.

В стремительно меняющихся условиях функционирования вуза, информация, извлекаемая и обрабатываемая в системе управленческого учета, должна содержать стратегические индикаторы функционирования, служить основополагающей базой разработки, принятия и исполнения решений, воздействующих на все стратегически важные процессы в вузе и исключающих возможность затяжной адаптации вуза к важным организационным изменениям.

Принципиально важным является формирование информации о внутреннем и внешнем окружении, использование которой служит основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений по развитию внутреннего потенциала вуза и достижению долгосрочных целей.

Как утверждают X. Томас Джонсон и Роберт С. Каплан «...корпоративные управленческие учетные системы не соответствуют современным условиям. В наше время быстроменяющихся технологий, острой конкуренции, как в глобальном масштабе, так и внутри страны актуален учет так называемых нематериальных активов…».

Приведенное высказывание в полной мере относятся к учетным системам вузов. Действительно, традиционные системы управленческого учета в вузах не в состоянии отразить такие показатели, как качество, степень удовлетворения потребителей и других нематериальных активов. Тем не менее учет нематериальных активов и неиспользованных возможностей представляются особенно необходимым для вузов, поскольку и сегодня, в информационный век, и в будущем, именно эти активы являются решающими для успеха вуза в условиях жесткой конкуренции на образовательном рынке, чем традиционные материальные активы.

Какие же объекты следует отнести к нематериальным активам, способным обеспечить вузу устойчивые конкурентные преимущества?

Нематериальными активами вуза следует рассматривать, прежде всего, стратегические интеллектуальные ресурсы, определяющие конкурентоспособность и успех вуза в долгосрочной перспективе, а именно: человеческий капитал – знания, умения, навыки и профессионализм всех категорий персонала и особенно профессорско-преподавательского; информационный капитал – информационные системы, сети и технологии, базы данных; организационный капитал – рациональная организационная структура и организационная культура, накопленные компетенции в области управления персоналом, управления знаниями, качество и т.п.

Можно выделить следующие признаки стратегических активов вуза: они должны быть ценны для вуза; для них не должно быть заменителей; их сложно воспроизвести или скопировать; они должны быть редкими среди конкурентов.

Развитие персонала, серьезные инвестиции в информационные технологии и системы, а также усовершенствование организационных процедур являются генераторами инноваций и модернизации внутренних процессов на пользу потребителям образовательных услуг и общества в целом.

Таким образом, имея возможность учесть нематериальные активы и потенциальные возможности в рамках бухгалтерской системы, вуз может работать над их увеличением и усовершенствованием. И, наоборот, «если организация не пополняет свой запас нематериальных активов и не расширяет потенциальные возможности, то отрицательные результаты не замедлят сказаться на ее имидже и доходе».

Р. Каплан и Д. Нортон указывают, что «для современных управленческих программ, инициатив и изменений, действующая система бухгалтерского учета и отчетности… является тисками». Эти системы сохраняют традиционные финансовые параметры и не годятся для управления и оценки деятельности компаний в век информации, которая направлена на создание стоимости, посредством инвестирования в клиентов, поставщиков, работников, производство, технологию и инновационные проекты.

Таким образом, налицо противоречие между непреодолимой силой, направленной на создание широких конкурентных возможностей вузов, и неповоротливой моделью существующей финансовой бухгалтерской системой.

Невозможность получения полноценной информации об эффективности деятельности вуза посредством применения только финансовых показателей, обострила необходимость дополнительной, нефинансовой информации, отражающей степень удовлетворенности потребителей, особенности протекания внутренних процессов, способность организации к развитию.

Однако, проблемы, связанные с точной и достоверной финансовой оценкой нематериальных активов (продвижение на рынок нового образовательного продукта, потенциальные инновационные возможности, опыт, интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, как основного источника устойчивого создания стоимости образовательных услуг) свидетельствуют о том, что в ближайшее время они не найдут свое отражение в бухгалтерском балансе вуза.

Эти обстоятельства свидетельствует о необходимости развития системы управленческого учета в вузе, построения, оценки и мониторинга сбалансированной системы финансовых и нефинансовых показателей, описывающих создание потребительской стоимости образовательных услуг, рассматривающих долгосрочной целью повышение качества и инновационности образовательного процесса, наиболее полно характеризующих нематериальные активы современного вуза.

Источник: Глущенко А.В., Егорова Е.М. «Управленческий учет нематериальных активов ВУЗа: перспективы развития»

Банковские операции    Биржевая деятельность    Инновационный менеджмент    Инвестиционный менеджмент    История менеджмента    История экономических учений    Логистика    Маркетинг    Международная инвестиционная деятельность    Международная экономика    Менеджмент    Научные исследования    Общая теория финансов    Оценочная деятельность    Производственный менеджмент    Рынок драгоценных металлов    Рынок ценных бумаг    Статистика    Стратегический менеджмент    Страхование    Техника и технологии    Управление в отраслях    Управление качеством    Управление персоналом    Управление рисками    Управление экономикой    Учет и аудит    Финансовый анализ    Финансовый менеджмент    Финансы предприятия    Экономика предприятия    Экономическая безопасность    Экономическая политика    Экономическая теория
Руна