Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности

Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности – порядок подготовки комплекта учредительных документов и выдачи экономическому субъекту свидетельства на право заниматься предпринимательством. Осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета народных депутатов или в районном совете по месту нахождения руководящего органа (правления, дирекции и др.) или месте проживания субъектов бизнеса.

Для государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности юридическому лицу необходимо предоставить следующие учредительные документы:

  • решение собственника имущества или уполномоченного им органа о создании субъекта предпринимательской деятельности. Таким решением при наличии двух и более собственников (или уполномоченных ими органов) является учредительный договор,
  • устав (если это предусмотрено законодательством о создаваемой организационно-правовой форме хозяйствования),
  • регистрационную карточку в 3-х экземплярах (кроме идентификационного кода), подписанную заявителем. Она одновременно является заявлением о государственной регистрации,
  • документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора,
  • нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (предоставляется в случае, когда собственником (одним из владельцев) предпринимательской деятельности является юридическое лицо).

Орган государственной регистрации не имеет права требовать других документов или документов, оформленных по другим требованиям. Если регистрируется частное предприятие, решение собственника не подается. Если владельцами субъекта предпринимательской деятельности являются физические лица, их подписи на учредительных документах должны быть нотариально заверены. Для регистрации подают только оригиналы учредительных документов, которые не должны содержать положений, противоречащих действующему законодательству. Ответственность за это несет заявитель.

Гражданин, имеющий намерение заниматься предпринимательской деятельностью без создания юридического лица (заявитель), подает в орган государственной регистрации регистрационную карточку и документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора, а также документ, удостоверяющий его личность.

При наличии всех документов орган государственной регистрации в течение пяти рабочих дней с момента их поступления должен провести государственную регистрацию и выдать заявителю свидетельство, которое дает право на открытие расчетного, валютного и иных счетов в учреждениях банков, а также на изготовление печатей и штампов (с указанием номера свидетельства о государственной регистрации). Такой номер должен соответствовать идентификационному коду, по которому субъект предпринимательской деятельности внесен в Государственный реестр отчетных статистических единиц. Идентификационный код индивидуального предприятия – 100, частного – 120, акционерного общества – 230, общества с ограниченной ответственностью – 240.

После государственной регистрации соответствующий орган в десятидневный срок представляет по одному экземпляру регистрационной карточки в государственную налоговую инспекцию и в орган государственной статистики. Если субъект предпринимательской деятельности пожелает создать отдельные филиалы (отделения) или представительства, то они не нуждаются в государственной регистрации. В то же время об этом следует сообщить в органы государственной регистрации и внести соответствующую информацию в регистрационную карточку.

Отмена государственной регистрации происходит по личному заявлению субъекта предпринимательской деятельности, а также на основании решения суда. Причиной такого решения является признание недействительными учредительных документов или их несогласованность (противоречие) с действующим законодательством, неуведомление субъектом предпринимательской деятельности об изменении своего местонахождения (места жительства). Если такое изменение произошло, субъект предпринимательской деятельности в 7-дневный срок обязан в письменной форме сообщить в орган государственной регистрации, внести соответствующие изменения в регистрационную карточку, а также предоставить свидетельство о государственной регистрации для внесения подобных изменений.

Для открытия текущего счета предприятие должно представить в банк следующие документы:

  • заявление об открытии счета установленного образца,
  • копию свидетельства о государственной регистрации,
  • копию зарегистрированного устава, заверенную нотариально или регистрирующим органом,
  • копию документа о взятие предприятия на налоговый учет,
  • карточку с образцами подписей лиц, которым дано право распоряжаться счетом,
  • копию документа о регистрации в органах Пенсионного фонда.

Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию. Отметка банка об открытии счета ставится на титульной странице кредитного договора.