Актуальность вопроса управления экономикой предприятия в период трансформации экономики

Большим достижением человеческой цивилизации является рынок. Долгий исторический путь – от зарождения простейших форм обмена до развития товарно-денежных, конкурсных отношений прошли практически все страны, которые мы теперь называем странами с развитой рыночной экономикой. Экономические и политические особенности развития России были обусловлены тем, что в течение ряда десятилетий в стране не придавали значения, а фактически отрицали товарно-денежные, конкурсные, рыночные отношений. С развалом Советского Союза, Россией был взят курс на радикальные изменения в политической, экономической и социальной функциях государства. Распад системы тоталитарного планового хозяйства, отсутствие собственного опыта формирования рыночных отношений заставило обратиться к опыту зарубежных стран. Однако при этом не были учтены национальные особенности развития государства. Была предпринята попытка в сжатые сроки создать то, к чему Запад шел столетиями. Россия оказалась на пороге глубокого социально-экономического кризиса.

По мнению специалистов, существует множество причин и факторов кризисного состояния экономики России: отсутствие собственной национальной модели экономического развития государства и идеи создания нового общества; радикальное изменение форм собственности; отток капитала за рубеж; хаос, вызванный разрушением старой системы; нерыночная ориентация экономики; отмывание капитала и первичное его накопление; неэффективное законодательство; разрыв экономических связей между бывшими союзными республиками, между предприятиями; развал финансов; галопирующая инфляция; устаревший технико-организационный, технологический потенциал; отсутствие промышленно освоенных энергетических ресурсов; ВПК и т.д.

Однако, на наш взгляд, наиболее важной, если можно так выразится решаемой причиной является наследство, доставшееся от развалившегося бывшего государства – экономика затратного характера.

Централизованное управление экономикой, сосредоточение в руках государства материальных, финансовых ресурсов страны и дальнейшее их перераспределение посредством государственного бюджета, приводило к переливу капитала от рентабельных, хорошо работающих предприятий к убыточным. Отсутствие межотраслевой конкуренции не способствовало развитию новых перспективных отраслей. Не было никакой заинтересованности в получении прибыли.

Наличие экстенсивных методов развития производства предполагало выпуск продукции с неимоверно высоким уровнем затрат, связанных с производственным процессом. Неэкономное расходование материальных ресурсов, нерациональное использованию финансовых средств, а результат - снижение эффективности производства, что, в свою очередь, влияло на рост себестоимости продукции, что в конце концов снижает жизненный уровень нации. На производство единицы продукции России расходовала, и продолжает тратить больше всего материалов, больше всего энергии и пр. по сравнению с большинством экономически развитыми странами мира.

Вследствие того, что значительная часть получаемой прибыли (порой до 90%) направлялась в государственный бюджет, тормозилось технико-организационно-экономическое развитие предприятий. Производимая предприятиями политика накопления сверхнормативных запасов оборотных средств, увеличения количественной, а не качественной стороны промышленного оборудования отвлекала из оборота значительную часть денежных ресурсов. Устаревшее оборудование, устаревшие технологии не способствовали выпуску качественной, конкурентоспособной продукции. Предприятия по технологии управления экономикой находились, да и сейчас находятся на уровне пещерного века. Наличие дешевых источников энергоресурсов и сырья, дешевая рабочая сила, отсутствие конкурентной среды, в области предприятий монополистов не способствовали усовершенствованию техники старых и развитию новых технологий. Убыточные предприятия зачастую держались на плаву за счет бюджетных дотаций. В конечном счете, производство не было эффективным, потому что производители не были заинтересованы в результатах своего труда, в максимизации прибыли.

Это все, повторимся, оказывало серьёзное влияние на социальное положение нации.

На рубеже переходного периода все предприятия оказались совершенно не подготовленными к переходу к новым условиям хозяйствования. Не привели к ощутимым результатам и экономические реформы, проводившиеся последние 10 лет. Приватизация лишь усугубила и без того шаткое положение предприятий. Перераспределение собственности подобным образом не способствовало их техническому, технологическому, организационно-экономическому развитию. Над предприятиями уже не осуществлялось государственное управление, а собственники, пришедшие на смену государству, не знали, да и до сих пор не знают что делать. Возникла проблема выбора – научиться управлять предприятием так, чтобы это приносило плоды – прибыль, а значит выжить в современных условиях, или обанкротится, т.е. погибнуть.

Однако прежде чем приступить к решению практических задач, необходимо, по нашему мнению, создать прочную теоретическую базу. Положение осложняется тем, что на протяжении многих лет не существовало даже самого понятия прибыли, как индикатора социально-экономической полезности производственной деятельности предприятия. Актуальность вопроса состоит в том, что во времена планового социалистического хозяйства практически не уделялось внимание вопросам теории прибыли, а отсюда – отсутствие опыта в решении практических задач, пробелы в вопросах управления.

Эволюция развития рыночных отношений, переход от одной экономической системы к другой показал, что наиболее жизнестойкой оказалась современная рыночная система: с одной стороны рыночные рычаги регулирования экономики, которые автоматически осуществляют многие вопросы сбалансированности экономики, с другой стороны непосредственное вмешательство государства в развитие экономики.

Россия нуждается в оздоровлении экономики на макро и, особенно, на микро уровне. Хотя существует мнение, что основным приоритетом экономической политики государства должны стать преобразования на макро уровне. На сегодняшний день, по мнению экономистов, базовым приоритетом является решение двух задач: сохранить максимальную стабильность гривни минимальную дефицитность бюджета. Иначе, утверждают специалисты, любые шаги в микроэкономике окажутся не результативными. Но, по нашему твердому убеждению, преобразования нужно начинать на микро уровне, с мельчайших звеньев экономической системы, но руками государства. Любой механизм работает четко и отлажено только при условии бесперебойной работы отдельных его элементов -предприятий.

Основным показателем жизнестойкости системы является прибыль. В рыночной экономике это основной стимулирующий рычаг предпринимательской деятельности. Как экономическая категория прибыль представляет собой разность между общей суммой доходов и всеми затратами предприятия, она характеризует конечный финансовый результат производственно-коммерческой деятельности предприятия. Необходимо помнить, что наличие прибыли - результат грамотного управления производством, а не автоматически запрограммированный доход предприятия. Важной задачей на сегодняшний день является задача управление прибылью, которая «...представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования...». Отсутствие прибыли серьезно сказывается на темпах технического и социально-экономического развития предприятия.

В современной экономике существует гамма факторов увеличения прибыли, главным из которых в нынешних условиях выступает снижение затрат. Хорошо поставленный на предприятии управленческий учет, который представляет собой процесс выявления, измерения и регистрации показателей производственных затрат необходимых для создания информационной системы с целью управления прибылью, одна из доминирующих составляющих успешной работы предприятия.

По нашему мнению, необходима разработка системы управления эффективностью производства, управления прибылью, где организационным звеном внедрения данной системы выступает управленческий орган. Как показывает опыт и практика, подобная работа всегда проводилась руками государства. Но государство не может непосредственно дойти до каждого предприятия. Нужно создать общую систему (так называемое силовое поле), которая бы направляла деятельность всех предприятий на повышение эффективности производства, на достижение прибыли. А это, в свою очередь, залог повышения жизненного уровня всей нации. Государство должно выбирать те рычаги, которые обладают реальной властью непосредственно на местах и вхожи во все предприятия, во все хозяйственные структуры. Руками государства на местах, которые могут изменить состояние системы управления экономикой, является государственная администрация, все ее экономические структуры. Но, сегодня, подобные структуры не знают, как оздоровить экономику. Мощным оружием, мощным инструментом, который может повлиять на экономику предприятия – выступает налоговая администрация. Она как никто вхожа во все структуры предприятия. Однако ее интересы пока ограничены только и только сбором налогов. Есть серьезная организация КРУ, которая занимается только тем, что контролирует расходы государственных средств. Она, к сожалению, сегодня не влияет на экономику предприятия. Есть еще банки: государственные и частные. Они обладают властью, потому что у них сосредоточены денежные средства. Есть мягкая, демократичная организация - это аудиторская фирма. Она действует жестко. Есть такие силовые линии, есть такое силовое поле – это обязательная проверка. Но, кроме того, она может действовать демократично, т. е. за оказывать консалтинговые услуги на коммерческой основе.

Создать систему управления прибылью на предприятии можно поручить именно аудиторской организации, которая вхожа во все предприятия. А делать это обязательно нужно. Произведенные изменения: приватизация, либерализация цен возникли на развалинах прошлого экономического потенциала. Пока нет конкуренции, нет товарно-денежных отношений в условиях функционирования как государственных, так и частных предприятий, экономикой необходимо управлять, до тех пор, пока она не стала автоматически эффективной. Такая система должна быть построена по принципу автоматизированной системы с обратной связью. Любая информация об отклонение прибыли, от ранее запланированной величины, должно немедленно анализироваться с выработкой соответствующих управленческих решений, направленных на устранение негативных явлений. Безусловно, как показывает мировой опыт, с развитием рыночных отношений, рыночные рычаги регулирования экономики займут подобающее им положение. Но на сегодняшний день существует острая необходимость в твердом государственном регулировании получения прибыли.

Президентом были намечены основные направления промышленной политики: развитие энергетического комплекса; концентрация производства, создание целостных технологических комплексов; улучшение системы корпоративного управления; оздоровление финансов предприятий; реструктуризация предприятий и выведение лишних производственных мощностей, передача в коммунальную собственность объектов социальной сферы; инновационное обновление производства; усовершенствование отраслевой структуры производства.

Посредствам предприятий необходимо восстановить дееспособность государства. Очевидно, не следует повторять ошибки прошлого и разрушать все, что было создано неимоверными человеческими усилиями при прошлом экономическом режиме. Поломать легче, чем восстановить. Разрушив предприятия, мы полностью уничтожим экономическую основу государства. Предприятиям нужно помочь. На начальном этапе необходим системный подход к решению проблемы. А только уже потом можно отпускать бразды управления и все пойдет в соответствии с принципом естественного отбора - выживает сильнейший.

Все изменилось. Изменилась политика, изменилась властная структура, а предприятия остались, потому что это самый инерционный элемент экономической системы страны. На них все осталось «советское». Появился, правда, новый хозяин, а предприятие осталось то же самое, внутри его, ничего пока не поменялось. Только часы можно перевести с зимнего времени на летнее, и все пойдет по новым часам. Вот так по мановению руки перевести «стрелки экономики» на новый лад, не представляется возможным. Это процесс болезненный и длительный.

Итак, выполненное исследование позволило сделать такие выводы. Основным направлением оздоровления экономики России, выхода её из кризиса является активное государственное вмешательство в политику управления предприятием, что подразумевает под собой создание системы управления эффективностью производства, управления прибылью. Полномочиями по созданию такой системы должна быть наделена управленческая структура, определенная государством в лице аудиторской фирмы. Применение исключительно рыночных механизмов регулирования экономики, в настоящее время не решает главной проблемы - подъем эффективности производства, что является залогом высокого жизненного уровня населения.