Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
Банкротство как элемент государственного управления процессом оздоровления экономики
В настоящее время наблюдается повышенный интерес ученых к такому виду управления предприятием как антикризисное управление. Существует много трактовок этого понятия, практически каждый автор дает свое определение антикризисному управлению, но все они едины во мнении, что антикризисное управление предприятием является путем вывода предприятия из кризисной ситуации и неразрывно связано с его реструктуризацией.
Хотя экономические субъекты и находятся в ситуации общего экономического кризиса, но, тем не менее, каждое предприятие характеризуется индивидуальными, в каждом отдельном случае, параметрами, поэтому разработать универсальную методику, которая позволяла бы выводить любое предприятие из кризиса со стопроцентной гарантией, не представляется возможным. Можно только дать общие рекомендации в проведении преобразования на предприятии и последовательность действий при реализации реструктуризации. Реструктуризация – это длительный процесс, занимающий в среднем от одного до двух лет. Не все предприятия изыскивают средства на проведение реструктуризации, поэтому большинство предприятий испытывают существенные финансовые трудности или уже находятся в состоянии банкротства.
Банкротство (итал. Banco - скамья, банк и rotta - сломанный) - это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обеспечить уплату обязательных платежей. Под денежным обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным законом, а к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды.
В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров и их приверженности к агрессивным формам осуществления финансовой деятельности институт банкротства получает все большее распространение. Он является предметом обширного государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных предприятий на развитие экономики страны в целом. Такие отрицательные последствия характеризуются следующими моментами:
1. финансово несостоятельное предприятие является источником финансовых рисков для успешно работающих предприятий - его партнеров, поскольку наносит им ощутимый экономический ущерб в процессе своей деятельности, что снижает общий потенциал экономического развития страны;
2. финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития;
3. неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства;
4. вынуждено сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие несостоятельные предприятия являются источниками социальной напряженности в стране, поскольку происходит сокращение численности рабочих мест и количества занятых в общественном производстве.
С учетом вышеизложенного механизм банкротства предприятий следует рассматривать как действенную форму перераспределения общественного капитала с целью более эффективного его использования.
Таким образом, на данном этапе развития экономики банкротство предприятий позволило выделить такую функцию государственного регулирования экономики как ее оздоровление через изменение существующей структуры хозяйствования, отсекая малоэффективные и убыточные предприятия, оставляя лишь наиболее конкурентоспособные фирмы и проводя таким образом отбор. На секрет, что от социалистической системы хозяйствования промышленность унаследовала состояние, при котором большинство больших государственных промышленных предприятий имеют на своем балансе вспомогательную и обслуживающую сферы производства, чья продукция и услуги превышают по стоимости аналогичные товары специализированных производств. Кроме этого, основная часть крупных предприятий диверсифицирована, то есть выпускает разные виды продукции в технологически несвязанном режиме. Высокий уровень концентрации производства на крупных и очень больших предприятиях делает невозможным существование предприятий в прежних размерах. Необходимо отметить, что практически все большие, а также большинство средних предприятий имеют в своем составе существенную социальную сферу. Не способствует развитию предприятий и тот факт, что в большинстве своем были утеряны многолетние экономические взаимосвязи как с поставщиками сырья, так и с потребителями производимой продукции.
Все вышесказанное еще раз доказывает необходимость преобразования структуры экономики. Главной целью структурной перестройки должно является образование высокоэффективной социально-ориентированной экономики, благоприятной для НТП, которая обеспечит активную мотивацию предпринимательской деятельности и высокое качество жизни населения.
Реформирование предприятий является центральным и обязательным элементом экономической политики. Если предприятия не станут эффективными, то даже хорошо разработанная макроэкономическая реформа не сможет привести к успешной трансформации экономики.
Решение вопроса о необходимости реструктуризации предприятия должно осуществляться не только и не столько на основе его текущего состояния, сколько из возможности его надежного функционирования в долгосрочной перспективе. Только определив достаточность производственного потенциала предприятия для обеспечения его стабильной качественной и прибыльной деятельности, производства конкурентоспособной продукции, своевременного резервирования производственных мощностей, способности выживать в условиях жесткой конкуренции, преодоления кризисных и рисковых явлений в будущем, можно приступать к его реструктуризация.
Успехи преобразования деятельности конкретного предприятия зависят прежде всего от его собственных усилий. Однако без поддержки государства этот процесс сильно затягивается, что уже привело к весьма серьезным последствиям экономики страны. Поэтому необходимо на государственном уровне определить меры, создающие предпосылки для эффективного осуществления реструктуризации. К числу первоочередных мер относятся:
- разработка более совершенной нормативно-законодательной базы, позволяющей регламентировать процесс банкротства предприятий;
- создание методического обеспечения, основанного на использовании экономико-математического аппарата, позволяющего не только оценить уже существующее состояние предприятия, но и дать прогноз его дальнейшей деятельности, а также оценить целесообразность проведения реструктуризации вообще;
- создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвесторов к реструктуризируемым предприятиям.